У ульяновской актрисы Аллы Бабичевой, заслуженной артистки России, юбилей. Вчера публика пришла на бенефис актрисы по этому случаю. Давали «Неугомонный дух».

Спектакль, продержавшийся с неизменным успехом на сцене десять лет, закончил таким образом свое существование. Закончил аплодисментами. А актриса репетирует новую роль.

Бабичева примеряла на себя лучшие роли мирового репертуара Гертруда в «Гамлете», Аркадина в «Чайке», «Монархи», «Дьявол и Господь Бог», «Генрих IV», «Шлюк и Яу», «Лисички» это еще не весь алмазный венец ее ролей. За кулисами остался отказ от роли Аркадиной (его режиссер не принял) «потому что слишком резко шла по ролям», выход на сцену с переломанной ногой назавтра после автокатастрофы. Многое осталось. Но она всегда улыбается это фирменный знак актрисы. В Ульяновске она нашла своего режиссера Юрия Копылова и стала особенной краской в его спектаклях. И хотя в жизни они общаются не много, в основном по работе, и всегда по разные стороны рампы, похоже, Копылов не видит ни одной своей постановки без Аллы Бабичевой, она стала его талисманом успеха.

Актер по рождению индивидуальность, отчасти эгоист. Бабичева предпочитает говорить не «я», а «мы»: «Все мы росли рядом с Юрием Семеновичем, каждая роль имела новое напряжение».

Она родилась в небольшом городке Новомосковске. Родители работали на комбинате в разные смены, и Алла при большом количестве подружек и искренней улыбчивости была внутренне одиноким человеком. Она занималась во Дворце пионеров, за мраморную лестницу которого готова была отдать жизнь. Занятия в «Пионерском театре» вела бывшая актриса Московского театра имени Ермоловой. Скоро Алла стала одной из ведущих артисток коллектива. С упоением играла волчат на елках по три спектакля в день без устали. Как-то ребята поехали с выездным спектаклем в район, началось наводнение, детей спасали. В компенсацию за переживание показали фильм «Гамлет» Козинцева. Это была первая встреча Бабичевой с Шекспиром, ей было 13 лет, ему 500.

Алле не советовали поступать в театральный. Ей предрекали вечное амплуа травести. Это когда взрослые люди до старости играют мальчиков, девочек, персонажей сказок. Но она все-таки поехала в Москву и поступила в ГИТИС с первого захода. Экзамены принимал Андрей Гончаров в ту пору главный режиссер театра Маяковского, человек взрывной и любящий талант. С первого тура экзаменов он перекинул Бабичеву сразу на третий. Там она показала характер. Приготовилась читать яркий, выигрышный отрывок из поэмы Евтушенко. Но ровно тот же текст произнесла девочка, выступавшая перед ней. Бабичевой, по ее словам, стало стыдно повторяться. И она продекламировала «Птицу-тройку» Гоголя. Гончаров аж крякнул от досады: «Это же черт, а не девка». Но Алла Бабичева хоть и забилась в угол, когда оглашали результаты экзаменов, была зачислена. Училась вместе с Александром Фатюшиным, Игорем Костолевским. Рядом будущие великие режиссеры Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз. Сергей Яшин ныне главреж столичного театра имени Гоголя передавал Алле приветы через общих знакомых: чего она не приходит, может, что помочь? Бабичева пришла через много лет, потому что не хотела ни о чем просить.

Хотя до Ульяновского театра жизнь ее помотала.

Сначала актриса уехала с мужем в Тулу, где не было удовлетворения в работе. Сразу превратилась в травести, хотя уже родила сына. Пригласили в Ригу, знаменитый русский драматический театр, но там роли, предназначенные Бабичевой, возжелала прима местного руководителя. В конце концов режиссер Юрий Галин прислал актрисе телеграмму из Ульяновска: «Приезжай!». Здесь она встретила ГИТИСовцев Александрова, Самсонову, Шадько, Шеймана, Савостьянову. Позже приехал Юрий Копылов. И началось то самое напряжение творческой жизни.

Есть у Аллы Бабичевой еще один закулисный секрет. Оказывается, каждые пять лет Юрий Копылов говорит актрисе: «Вот в таком состоянии ты должна продержаться еще пятилетку». Со своей фразой режиссер, по словам Бабичевой, никогда не опаздывает, как будто какой-то метроном работает внутри.

Актриса не подводит. Как добивается своего? А фитнесом. Как-то после очередного летнего отпуска сошла с парохода и удивилась, что он не потонул. И поняла, что мне так не комфортно. Четыре года пропрыгала. Я так старалась ходила, даже когда были утренние репетиции на полчаса, на 20 минут.

Это образ жизни до тренировки ты не ешь, после тоже нельзя. Ужинаю так хорошо перед вечерним спектаклем, в полпятого, и все. Самое главное, я себя ни в чем не насиловала. Ела все. На поздних посиделках, если они случались, тоже ела. Не люблю этой показухи, когда обсуждению твоего режима посвящают полвечера. В фитнес?клуб я уже давно не хожу. Утром полчаса посвящаю себе. А потом, я человек подвижный, люблю, чтобы мне было легко.

Эта легкость помогла актрисе справиться с последствиями автокатастрофы, в которую она попала этим июнем. Как раз накануне премьеры спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше» на нее наехал «КамАЗ».

Шок, гипс на ноге. На репетицию Бабичева пришла вовремя. Опять же не любя показухи, сказала: «Сыграю, не волнуйтесь, а героиня Островского может быть и хромая. Кто знает, что у нее под длинным платьем гипс?». У окружающих переломилось сознание, об аварии забыли и, когда Алла Михайловна приехала из отпуска домой, удивились: а что ты хромаешь? Мне Бог дал работу, говорит Алла Бабичева. Это самая лучшая диета, и физическая, и творческая.

Лилия ГРЕБЕНСКОВА.