Фестиваль «Зажги свою звезду» в городе Барыше (см. «УП» oт 20 октября с.г.) собрал беспрецедентно профессиональное жюри. Юных артистов в возрасте от 7 до 18 лет оценивала целая «бригада арбитров» из Ульяновска и авторитетные специалисты из Москвы. Среди столичных гостей оказалась и многоопытная Кира Чен, главный редактор музыкальных программ Центрального телевидения, автор и создатель таких детских телепередач последних десятилетий, как «Веселые нотки», «Музыканты о музыке», «На балу у Золушки», «Утренняя звезда» и т.п., музыкальный редактор Международного проекта «Евровидение-2006».

– Насколько я знаю, Кира Веньевна, с Ульяновском у вас давние и тесные творческие связи?

– Действительно, я бывала в вашем городе еще в советские времена. Здесь жила педагог Галина Лагуцкая, которая руководила вокальной студией «Соло» при КДЦМ. Ее воспитанники постоянно участвовали в моих передачах, мы вместе с ними даже ездили на гастроли. Сейчас вот узнала, что здесь, на фестивале, пел уже довольно взрослый сын одной из учениц Лагуцкой того времени, Лилии Валиахметовой. Видите, какая связь поколений…

Я посвятила телевидению всю свою жизнь – почти полвека телевизионного стажа, хотя оканчивала институт имени Гнесиных и даже немного успела поиграть в оркестре. Но в своей судьбе я ни о чем не жалею. Однако я с грустью отмечаю, что дети на нашем экране, к сожалению, сегодня никому не нужны. Программ для ребят практически не осталось. Только год назад Россия стала участвовать в детском «Евровидении». В первый раз это было в Брюсселе, когда наш мальчик занял девятое место. Я расстроилась, потому что сама отбирала участника. Но организаторы сказали, что это не такой уж плохой результат.

– Мне успели шепнуть, что и здесь, в Барыше, вы о «Евровидении» не забываете…

– Действительно, мне бы хотелось, чтобы туда попал кто-то из Ульяновска.

К этому конкурсу нужно готовиться заранее, лучше начать уже сейчас. Дело в том, что у организаторов в этом году появилось странное условие: исполняемая песня должна быть написана ребенком. Думаю, что такие авторы есть. Материалы в оргкомитет присылаются через областную студию ВГТРК. На вашем фестивале я тоже смотрела детей на предмет возможности участия в престижном европейском смотре, поэтому-то меня больше всего интересовала младшая возрастная категория. Там шесть-семь человек мне очень понравились. По вполне понятным причинам я не стану называть фамилии, но двоих ребятишек – мальчика и девочку – порекомендовала бы и на «Евровидение». Хотела бы, чтобы они поискали материал, и приняли участие в национальном отборочном туре в ГКЦЗ «Россия». А там кто знает… В любом случае, участие даже в национальном полуфинале с прямой телетрансляцией – уже огромная честь.

– Исполнители-дети рано или поздно взрослеют. Большинство из них расстаются с искусством, но некоторые становятся профессионалами. В вашей жизни наверняка были ребята, которых вы считаете своими открытиями…

– Удачи были, да. Например, Юля Началова или экс-солисты группы «Смеш» Сережа Лазарев и Влад Топалов. На нашей «Утренней звезде» начинала и Валерия. С другой стороны, не совсем удачно сложилась судьба «народницы» Танечки Острягиной. В детстве она так блистала… На самом деле для успеха одного таланта мало. Даже денег недостаточно! Исполнителю важно иметь какую-то врожденную мудрость, чтобы найти свое неповторимое лицо, уникальную интонацию. Самое главное -даже не вокальные данные, а индивидуальность, личность. Когда же ее штампуют на разного рода «фабриках» – это противоестественно. Поэтому-то подающие большие надежды таланты теперь зачастую не раскрываются, а наоборот, только зажимаются с возрастом и однажды сходят на «нет».

Но есть и другие примеры. Помню, как однажды, много лет назад, в «Веселые нотки» ко мне привели дочку Аллы Пугачевой Кристину Орбакайте. Ей было семь лет, она пришла с бабушкой и с мамой – беленькая, довольно невзрачная девочка с косичкой. Мне тогда она показалась, прямо скажем, «не очень». Вот видите, «не разглядела» я ее таланта…

– Сегодня довольно часто слышишь о «детской эстраде», как об отдельном жанре искусства. Конкурсы, фестивали, детские вокальные студии – все это составляет самостоятельную творческую сферу. В чем, по-вашему, ее особенности по сравнению со «взрослой»?

– В эстраде мало только спеть, важны и образ, и костюм, и движения, и мимика, и масса других компонентов. В детском эстрадном творчестве ко всему перечисленному добавляется еще одно обязательное требование: чистота и непосредственность. Я думаю, что дети в принципе должны выступать, потому что у них такая психология. Взрослые часто вынуждены ограничиваться добыванием средств к существованию, так что не до песен, а дети еще могут позволить себе многое попробовать: петь, танцевать, фантазировать. И необходимо дать им такую возможность, пока они еще этого хотят. Потому что во взрослой жизни остаться ребенком можно, и это прекрасно, но случается чрезвычайно редко.

Родители талантливых детей часто делают ошибки. Зачастую это люди, у которых что-то не удалось в жизни, и они хотят продолжить в ребенке собственную карьеру. Мне очень жалко ребят, на плечи которых ложится непосильное бремя родительских надежд. Не нужно никаких жертв, потому что «маленький Моцарт» был один такой на много веков, и никто не обязан им становиться. С другой стороны, мне жаль, что незаслуженно забыты некогда сильные стороны детского творчества. Сегодня мы привыкли говорить только о «звездах» и «звездочках» , а как же хоровое пение, детские ансамбли?..

Практически постоянно езжу по городам как председатель или член жюри детских фестивалей и конкурсов. После вас отправлюсь в Самару и Череповец. Вообще люблю узнавать новые города. Про Барыш, скажем, никогда раньше не слышала, но когда мне рассказали его историю, это было очень интересно. Опять же, здесь вполне узнаваемы и характерные особенности всего вашего региона. Меня, например, поразило, что, едва въехав в небольшой город, я увидела сразу два памятника Ленину…