А в некоторых школах области дети даже не видели компьютер

Этот год для системы образования стал годом больших перемен. Национальный проект «образование» дал мощный импульс для плодотворной, творческой деятельности педагогов.

Приятно отметить, что наш регион, по оценкам российских экспертов, оказался среди лучших в ходе реализации нацпроекта. Но с учетом того, что индекс доверия педагогов государственной программе поддержки (судя по участию в конкурсе) составляет всего 1,7 процента, нам рано еще почивать на лаврах, есть над чем серьезно поработать.

В минувшую субботу в правительстве области состоялось подведение итогов реализации национального проекта «Образование» за истекшие девять месяцев.

С достижениями и проблемами на заседании совета при губернаторе поделились пред ставители системы образования, профсоюзной организации работников отрасли, рабочей группы от общественных объединений по контролю за реализацией национального проекта, руководители муниципальных образований, отдела информационного обеспечения управления по связям со СМИ аппарата правительства и другие. Также в обсуждении приняли участие главный федеральный инспектор по Ульяновской области Г. Игнатович и председатель Законодательного собрания области Б.Зотов. Мероприятие прошло под председательством первого заместителя правительства Ульяновской области В.Козина.

Все классные – классные!

Главный докладчик – исполняющий обязанности директора департамента образования Галина Эдварс напомнила собравшимся, что одной из задач нацпроекта является повышение уровня воспитательной работы в школе. Основная роль тут отводится классному руководителю. «Недолгие годы оплата его труда была такова, – отметила Галина Анатольевна, – что позволяла многим учителям чисто формально, на уровне оформления классных документов, исполнять свои функциональные обязанности». Как известно, в рамках нацпроекта классные руководители с 1 января начали получать ежемесячное поощрение в размере одной тысячи рублей. Так как на уровне региона удалось сохранить 20-процентную надбавку, выплаты составляют примерно 1225 рублей. Было бы лукавством утверждать, что эта сумма значительно приблизила учительство к достойной жизни. Средняя зарплата педагогов по-прежнему остается крайне низкой. Но даже эту заветную тысячу может получить далеко не каждый – на всех учителей подопечных классов не хватает. Данная проблема была озвучена председателем отраслевого комитета профсоюзов Татьяной Капустиной. «Все познается в сравнении, – подчеркнула она. – Учителя недоумевают: почему работникам здравоохранения зарплату повысили на 5-10 тысяч, а нам на 11 процентов?».

На сегодняшний день доплату за классное руководство получают 7514 учителей. Всего за 9 месяцев им выплачено 68014,7 тысячи рублей.

В регионе разработан целый комплекс мероприятий, направленных на выявление творчески работающих классных руководителей, распространение передового опыта. Проведен конкурс «Самый классный классный». Собран банк информации об успешном опыте. В Ульяновском районе появился клуб «Содружество» для молодых классных руководителей и учителей, издан сборник о лучших педагогах муниципального образования. В Мелекесском районе работает методическая лаборатория «Школа классного руководителя».

Представители общественных организаций, в свою очередь, заметили, что воспитание подрастающего поколения происходит не только через классного руководителя, но и через сеть дополнительного образования – кружки и секции.

Было бы справедливо педагогов-«внешкольников» тоже охватить вниманием, стимулировать как морально, так и материально. А что касается классных руководителей, здесь поощрение может быть дифференцированным. И оценка труда педагога должна зависеть не только от успеваемости и дисциплинированности его подопечных. Ведь есть классы с преобладанием ребятишек из неблагополучных семей, «трудных» детей. Не надо объяснять, сколько с ними хлопот, сколько времени, сил, порой и здоровья, уходит на воспитание, а «показатели» все равно будут невысокими.

По наблюдениям специалистов департамента образования, с вступлением в силу национального проекта наметились тенденции к повышению уровня воспитательной работы, но пока еще рано говорить о кардинальных изменениях. «Хочется верить, что в конечном итоге все это материализуется в добрые поступки детей, – говорят они, -станет меньше бродяжничества, хулиганства, нарушений детской психики». Кстати, по итогам 9 месяцев наблюдается снижение подростковой преступности на 0,7 процента. Педагоги полагают, может, причиной тому стали повышение ответственности классных руководителей и новые формы работы с детьми?

Куда девать заработанный миллион?

Парадокс, но, как выяснилось, для большинства школ -победителей Всероссийского конкурса – стало настоящей головной болью, как использовать выигранный миллион. Некоторые даже еще не приступили к расходованию выделенных средств по разным причинам. Так, в городе Инза только в октябре была оформлена вся необходимая документация по созданию котировочной комиссии, собран пакет документов для рассмотрения счетов. В Барышском и Майнском районах возникли трудности в работе с казначейством. Оплата счетов была приостановлена с объяснением странного характера, мол, «модернизация материально-технической базы исключает приобретение нового оборудования и техники». В Тереньгульском районе еще более анекдотичные доводы – «в связи с отсутствием специалиста, решающего данный вопрос». Между тем, остается менее двух месяцев до конца года на освоение федеральных средств. «С каждым днем рубль, который лежит на вашем счету, становится дешевле», – напомнил руководителям школ муниципальных образований В.Козин и призвал более ответственно подойти к использованию грантов.

Напомним, что обладателями президентских грантов в этом году стали 29 школ нашей области. С целью дополнительного стимулирования они были поощрены губернатором С.Морозовым комплектами современной школьной мебели. Два образовательных учреждения области – гимназия № 3 города Ульяновска и Димитровградская городская гимназия – были удостоены специального диплома конкурса «Лучшие школы России». Для выхода в финал им не хватило всего нескольких баллов. В настоящее время в лучших инновационных учреждениях области по инициативе главы региона начата работа по оснащению их материально-технической и научно-методической базы в соответствии с самыми современными требованиями.

По мнению представителей общественных организаций и профсоюзного лидера работников образования, в нашей области много школ, достойных поощрения. Поэтому было бы целесообразно предусмотреть увеличение средств на эти цели как в федеральном, так и в областном бюджете и соответственно квоты. Также было высказано пожелание включить в список номинантов профессиональные училища и техникумы, не относящиеся к департаменту образования, ведь он и тоже осуществляют общеобразовательную деятельность, занимаются воспитанием ребят.

Для осуществления региональной поддержки инновационных образовательных учреждений и органов управления в наступающем году будут проведены конкурсы среди ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования, органов опеки и попечительства. И впервые будет организован смотр муниципальных органов управления образования.

«Золотой директор»

Конкурс под таким названием, который запланирован на 2007 год, выявит лучшего руководителя образовательного учреждения области. Кто знает, может, он со временем получит развитие и на всероссийском уровне? Ведь многие наши инициативы уже подхвачены федеральными структурами. В следующем году запланированы и другие конкурсы – «Лидер образования», «Мастер-золотые руки», «За гранью педагогического мастерства». Словом, каждый работник образования может блеснуть своими талантами и даже заработать довольно солидную сумму, не говоря уже о моральном поощрении.

Чудо-техника под замком

Внедрение современных информационных образовательных технологий и сами специалисты, и педагоги называют самым масштабным и сложным направлением нацпроекта. За девять месяцев в области закуплено 969 единиц техники, подключено к сети Интернет 175 школ.

Понятно, что пока преждевременно говорить о том, что персональный компьютер для школьников является современным средством обучения. Жаль, что эта чудо-техника зачастую в школах остается без применения. Специалисты департамента образования сталкивались даже и с такими фактами, когда образовательное учреждение подключается к глобальной сети, но техника для надежности хранится в сейфе у директора. Встречаются и другие проблемы: отсутствие антивирусных программ, фильтров защиты от несанкционированного доступа.

Многие руководители все еще не владеют ПК, несмотря на то, что большинство прошли учебу на специальных курсах. Этому есть объяснение: чтобы уметь, необходима регулярная практика. А что делать директорам 35 школ, где нет ни одного компьютера?

Всего до конца года запланировано подключение к Интернету 368 образовательных учреждений, остальные войдут в глобальную сеть в 2007 году.

На внедрение современных образовательных технологий в следующем году в муниципальных образованиях запланировано направить 22208,7 тысячи рублей. Не предусмотрены средства на создание локально-вычислительных сетей внутри учреждений в Радищевском и Старокулаткинском районах, на внедрение современных образовательных технологий – в Инзенском, Старокулаткинском, Радищевском и в городе Димитровграде.

В Мелекесском районе все школы уже подключены к Интернету. Глава района В.Тигин поделился с коллегами опытом своей работы по реализации национального проекта. Жаль, что большинство руководителей муниципальных образований на заседании отсутствовали. Преимущественно те, кто по итогам девяти месяцев оказался внизу «турнирной таблицы».

Информационное сопровождение

Как сообщил начальник отдела информационного обеспечения управления по связям со СМИ В.Лучников, проект «Образование» по объему информационного сопровождения занимает второе место, уступая лишь нацпроекту «Развитие АПК». Наиболее активно данная тема освещалась на страницах районных, городских и национальных газет. Среди областных, системно занимающихся пропагандой и разъяснением проекта, названа «Ульяновская правда».

Было бы замечательно, если б в департаменте образования появился человек, ответственный за работу со СМИ, который мог бы оперативно предоставлять интересующую население информацию. Тем более есть что разъяснять широкой общественности. Как подметил В.Козин, «отвыкли люди за долгие годы всевозможных реформ верить в государство». А это означает, что надо активнее разъяснять цели и задачи национальных проектов и показывать реальные результаты.

Нина АЛЕКСЕЕВА