Управление федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области уже успело заявить о себе на всю Россию громким делом. Наши «антимонопольщики» оштрафовали Сбербанк на пять миллионов рублей! И это в то время, когда даже центральное управление ФАС выписывало этому кредитно-финансовому учреждению штрафы в 150-200 тысяч рублей. Максимум!

Статус федеральной службы антимонопольной ведомство получило в марте 2004 года, когда свет увидел соответствующий Указ Президента России Владимира Путина. С этого времени цели и задачи изменились.

О том, чем сейчас занимаются «антимонопольщики», «Комсомолке» рассказал руководитель управления ФАС по Ульяновской области Геннадий Спирчагов.

– Наши обязанности – контроль и надзор за исполнением целого ряда законов… В 2006 году на ФАС возложили еще и контроль за исполнением национальных проектов и проведением госзакупок.

– Нынешний год богат на новые законы, за исполнением которых следит ваше ведомство…

– Действительно, в июле начал действовать закон «О рекламе». А 26 октября вступает в силу новый закон «О конкуренции». Его не могли принять в Госдуме три года! Блокировали крупные компании… В июле, перед самым отпуском, депутаты приняли законопроект во втором и третьем чтениях.

– Почему, на ваш взгляд, этот закон оказался таким «тяжелым»?

– Видимо, его реализация затронула экономические интересы множества крупных компаний… Появились новые понятия и “оборотные” штрафы, которые будут составлять от двух до четырех процентов от годового оборота предприятия. А это уже другой разговор – антимонопольное регулирование в стране будет более эффективным… Кстати, у нас возбуждается много дел против органов власти. Количество рассматриваемых дел в 2006 году по сравнению с 2004-ым возросло в 4-5 раз!

– Чем же «грешат» наши чиновники?

– Не только чиновники, но и депутаты… К примеру, Гордума в этом году приняла решение в 11 раз увеличить плату за аренду торговых павильонов на АЗС. Раньше организация платила, положим, 6 тысяч рублей, а теперь 66 тысяч! Несомненно это бы привело к подорожанию бензина – хотя бы на 10 копеек. Мы спросили депутатов: а почему вы увеличили в 11 раз. А не, к примеру, в 6 или 12? Есть ли экономические обоснования? Оказалось, что их нет. Мы возбудили дело, но Гордума не стала ждать его окончания. Депутаты снизили плату за аренду в несколько раз. Предпринимателей это устроило, новых заявлений не поступило, и мы дело закрыли. Другой пример. Региональное правительство приняло постановление «О принципах ценовой политики на территории Ульяновской области». Власти ограничили право предпринимателей устанавливать цены, исходя из рыночных условий. Это же прямое нарушение закона «О конкуренции!». В ходе разбирательства правительство свое постановление отменило.

– А часто бывает, что нарушители не соглашаются с вашим решением и ищут «правду» через суд?

– В 2004-ом году в судах отменялось 60-65 процентов наших решений, а в первом полугодии 2006-го – 6-8 процентов. Для нашего управления это очень важный показатель, в первую очередь, для профилактики правонарушений в нашей сфере. Властные структуры, фирмы и предприятия начинают добровольно выполнять наши предписания. Люди начали понимать, что раз суд в большинстве случаев нас поддерживает, значит, в управлении серьезно, профессионально и ответственно подходят к принятию решений и предписаний.

Виктория ЧЕРНЫШЕВА.

Продолжение интервью читайте в четверг 26 октября в газете “Комсомольская правда”.