Многие ульяновцы пребывают в недоумении по поводу того, почему безмолвствует «поющий» орган у филармонии. Раз так назвали, значит, буквально должен издавать звуки! Но, может, оно и к лучшему, что он молчит?..
Напомним, что в середине августа этот монументальный знак выковали из металла на своем фестивале в Ульяновске кузнецы из разных городов России. Журналистами и самими создателями произведение рекламировалось как уникальное, поскольку создано было в результате коллективного труда. К тому же обещалось, что «инструмент» еще и «запоет» при помощи резонатора, труб и струн – основных элементов композиции. Музыкальный символ торжественно установили на Венце возле филармонии. Однако как ни буйствовали осенние симбирские ветра, извлечь из него какие-либо звуки им не удалось – к всеобщему разочарованию горожан. Дошло до того, что упорное молчание органа стало поводом для иронических пассажей в некоторых средствах массовой информации. Кузнецы, испытывающие чувство вины за то, что невольно всех обманули, строят сейчас планы заменить струны на какие-то особенные и настроить их так, чтобы они, наконец, «запели».
Однако нужно ли это на самом деле? Не проще ли было бы, как сказал ульяновский органист, заслуженный артист России Александр Титов, оставить все как есть и относиться к знаку исключительно как к памятнику, рассказывающему о музыке языком изобразительного искусства.
– Это хорошо, что орган молчит, – убеждена пресс-секретарь Ульяновской областной филармонии Ольга Песчанная. – Если бы он зазвучал, а вернее, загудел, то это стало бы для нас кошмаром. Известна такая история: в одном из немецких городов тоже установили нечто подобное, но очень скоро об этом пожалели. От постоянного гула у многих людей ухудшилось самочувствие. Орган пришлось демонтировать. Так что в нашем случае молчание – золото.
И все же обидно, если этот эффектный знак останется нем как рыба. Посему есть такое предложение: приобрести цветомузыкальную установку (может, найдется меценат?) и в летнее время, вечером, устраивать у памятника концерты для гуляющего народа. Удовольствие для слуха, глаз и души будет необыкновенное…
Арина Симбирцева