С тех пор как после распада СССР в России началась приватизация, вопросы имущества и собственности постоянно волнуют общество, то чуть угасая, то вновь разгораясь.
Оно и понятно: вчера все было народное, государственное, сегодня у добра, созданного совместным трудом, появились частные хозяева. А насколько справедливо при этом учтены интересы государства и граждан, не ставших владельцами «заводов, газет, пароходов»? Масла в огонь подливают регулярные скандалы вокруг приватизации, подогреваемые слухами.
Ульяновская область в этом смысле не исключение. Последним всплеском эмоций стало сентябрьское заседание Законодательного Собрания, на котором с трибуны было сказано о продолжающемся «разграблении государственной собственности». Чуть позже появились неожиданные новости об Ульяновском сахарном заводе в Цильне. Что же происходит у нас сейчас в сфере имущественных отношений? Свои вопросы «СК» адресовал министру государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Юрию ПУЗРАКОВУ.
– Юрий Алексеевич, как Вы оцениваете заявление о том, что все в области растаскивается? Депутат ЗС Аладин прав или перегибает?
– В своей работе областное минимущество руководствуется не эмоциями, не политикой, а только законами – нравится это кому-то или нет.
Приватизация государственного имущества Ульяновской области проводится в соответствии с Законом РФ от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», что требует включения объектов в прогнозный план (программу) приватизации областного имущества. Такая программа ежегодно утверждается законом области, то есть мимо депутатов ЗС не проходит. Что они одобрят, то и будет приватизировано.
План приватизации является прогнозным, всего в начале года учесть, конечно, нельзя. Возможно, у областных государственных унитарных предприятий (ОГУП) выявится имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, которое не используется. Возможно, его лучше продать, чтобы не платить лишних налогов. Однако распорядиться таким имуществом ОГУП может, согласно российскому законодательству, только с согласия собственника в лице минимущества и ЗСО.
Все находится под контролем нашего министерства. А летом 2006 года этот контроль в Ульяновской области стал еще строже: в областной закон о порядке управления и распоряжения госсобственностью было внесено изменение, которое предписывает дачу согласия на отчуждение имущества ОГУП в течение года только в виде закона через поправку в областную программу управления госсобственностью. Такую поправку принимают депутаты ЗС, значит, не учесть их мнения и в этом случае невозможно.
– Тогда как же произошла продажа принадлежавшего области крупного пакета акций Ульяновского сахарного завода? Ведь приватизировать его в 2006 году не планировалось.
– Мы эти акции и не продавали.
Они были арестованы 17 февраля 2006 года судебным приставом-исполнителем Исхаковым по долгам Ульяновской области. Обращение взыскания по долгам на облимущество было произведено не только в отношении акций сахарного завода, но и еще семи пакетов акций, принадлежащих области, довольно ликвидных.На публичных торгах, которые были организованы по инициативе приставов, кстати, удалось продать только «сахарные» и пять процентов акций ОАО «Кварц». На акции «Дикома», «Симбирск-такси», Инзенской мебельной фабрики и другие покупателей не нашлось.
Реализованный пакет ОАО «Ульяновсксахар» составлял 34,5 процента акций номиналом 33 млн рублей.
Независимый оценщик оценил его в 50 млн. Так как стоимость пакета была крупной, то продажу проводил Российский фонд федерального имущества – специализированная структура при Правительстве РФ. Торги прошли в Москве, пакет был приобретен там же. Денежные средства, полученные от реализации, пошли на погашение долгов Ульяновской области.
– Не приведет ли уход последних акций этого предприятия к смене его места регистрации и прекращению им налоговых платежей в Ульяновской области?
– Вопрос внесения изменений в учредительные документы, в том числе внесения изменений в устав в части местонахождения предприятия, относится к компетенции общего собрания акционеров. Сегодня все акции ОАО «Ульяновсксахар» находятся в частных руках. Но вы должны знать, что подавляющую часть налогов, которые платятся в местные бюджеты, невозможно увести. Это налоги на землю, на имущество, подоходный налог. Все они платятся по месту нахождения предприятия. Да, есть возможность вывести налог на прибыль. Но в этом и заключается задача власти – создать комфортные условия для бизнеса, чтобы никто от нас не убегал в другие регионы.
– Одним из постоянных объектов критики является молочный комбинат «Заволжский», перешедший в частную собственность около двух лет назад. В СМИ периодически сообщается, что комбинат продали по заниженной цене – в десять раз меньше реальной стоимости…
– К январю 2005 года на ОГУП «УМК «Заволжский» сложилась крайне тяжелая финансовая ситуация, что привело к аресту банковских счетов и имущества. В целях сохранения предприятия, предотвращения раздробления его имущества была разработана программа вывода из кризиса. Инвестором выступила фирма «Алев». При совершении сделки купли-продажи с «Алевом» стоимость комбината была определена на основании отчета независи мого оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимости. Имущество было реализовано за 44,8 млн.
рублей при остаточной стоимости 26,3 млн. Таким образом, утверждения, что молочный комбинат «Заволжский» продан в десять раз ниже реальной цены, не соответствуют действительному положению вещей. Для аннулирования сделки нет никаких оснований.
Реализация антикризисной программы на комбинате позволила погасить задолженность по зарплате перед работниками, долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, снять арест со счетов и имущества. Комбинат продолжает работать, причем значительно увеличив объемы выпуска продукции.
– Чем ценным сегодня располагает наша область, или все оставшееся уже мелочь?
– Не сказал бы. На сегодняшний день Ульяновская область владеет 8618 объектами недвижимости балансовой стоимостью 33,76 млрд рублей, а также 111 пакетами акций номинальной стоимостью 448 млн рублей. В областной собственности числится 204 ОГУП, 91 из которых действующие, и 243 областных госучреждения.
Общая площадь объектов недвижимости составляет 4,3 млн квадратных метров. Основная часть используется балансодержателями по назначению, 109 тысяч квадратных метров – сдается в аренду.
Имущества много. Главное же в том, что значительная часть его не является необходимой для осуществления полномочий региона, как предписывает федеральный закон.
Значит, будем продолжать приватизацию. Но строго в рамках закона!
– Земля, в том числе сельскохозяйственного назначения, остается тем достоянием, которым государство частично еще владеет.
Однако сельхозугодья уже запущены в торговый оборот. В Ульяновской области с июля 2006 года тоже разрешена приватизация государственных и муниципальных сельхозугодий. Следовало ли с этим так спешить, или действовавший в области 49-летний мораторий на приватизацию был лучше – защищал остатки пашни от разбазаривания? Приватизировал ли уже кто-то по новому закону пашню? Если да, то каков от этого экономический эффект, хотя бы ожидаемый?
– Говорить о каких-либо эффектах или, наоборот, потерях после отмены моратория пока рано. Никто еще в Ульяновской области ни одного гектара госпашни не купил и в очередь за ней не встал. Скорее всего, потенциальные инвесторы присматриваются, так как сейчас ожидаются большие изменения в земельном законодательстве, идет пересмотр кадастровой оценки.
На мой взгляд, снятие 49-летнего моратория на приватизацию государственных сельхозугодий – правильный шаг. Мы оставались одним из немногих регионов России, где действовал такой мораторий, а ведь частные земельные паи сельхозназначения уже продавались и у нас. Зачем же нужен двойной стандарт?
Земля – капитал, который может работать и приносить прибыль. В первую очередь – муниципальным образованиям, ведь земельный налог полностью идет в бюджеты поселений. Значит, пустующую госпашню нужно задействовать, включать в работу, для чего требуются крупные инвесторы. Но сегодня любой здравомыслящий инвестор станет вкладывать большие деньги в село, если только земля будет его собственностью. Ведь средства, вложенные в сельское хозяйство, начинают давать отдачу минимум через три-пять лет.
Аренда земли для долгосрочных инвестиций не очень надежна: завтра у власти могут оказаться другие чиновники, у которых арендатор не найдет понимания. Поэтому, чтобы реально привлечь инвесторов в село, нужна свободная купля-продажа сельхозугодий, выступающая своеобразной гарантией. А еще за счет средств возможных инвесторов, которые станут покупать здесь землю, мы предполагаем частично решить вопрос с юридическим оформлением других земельных участков – из долевой собственности. Сейчас продолжается их выделение, межевание, но у многих людей просто нет денег, чтобы законно оформить свои паи в собственность. А если земля не оформлена, то и налог с нее не возьмешь…
– Юрий Алексеевич, довольны ли Вы ходом исполнения в 2006 году программы приватизации и программы управления госсобственностью Ульяновской области?
– Бесспорно, так как удается выполнять главную задачу нашего министерства – эффективно использовать областную собственность. Поступления средств в облбюджет от приватизации и использования госимущества за девять месяцев текущего года достигли 227,5 млн рублей, что на 64 процента выше уже годового задания. Для сравнения: в прошлом году за тот же период в облбюджет поступило 193,7 млн рублей.
Доходы от сдачи в аренду областного имущества на 1 октября 2006 года составили 36,6 млн рублей, от аренды земли – 107,7 млн. В общем, задачу, поставленную губернатором, довести общую доходность от использования облимущества в течение года до 200 процентов мы выполняем – к концу года рассчитываем на рост в 2,2 раза.
– Доходы в облказну от использования госимущества выглядят в отчетах весомо: перевыполнение практически по каждой статье. Тогда стоит ли активно избавляться от акций, другой собственности, реорганизовывать ОГУПы?
– Главные доходы у нас идут от аренды имущества и земельных участков. Доходы от прибыли ОГУП или дивиденды по акциям сравнительно невелики в структуре бюджета. Опять же федеральная концепция предусматривает освобождение государства от несвойственных ему функций в сфере собственности. До 2009 года произойдет поэтапное сокращение ОГУП. В Ульяновской области намечена следующая схема: сокращение общего количества убыточных ОГУП, ежегодное преобразование 10-15 ОГУП в ОАО со 100-процентной долей госсобственности. Таким образом, в областной собственности останется оптимальное количество рентабельных предприятий и АО с долей, превышающей 50 процентов в уставном капитале.
– Насколько известно, сейчас уже сверстаны проекты областных программ приватизации и управления госсобственностью на 2007 год. Можно отметить их ключевые моменты?
– Планируется приватизировать десять пакетов акций – в каждом от 0,72 до 34,98 процента. Самый крупный – акции Майнского элеватора.
Десять объектов намечено преобразовать из ОГУП в ОАО, три – продать на аукционе. Задача стоит еще увеличить доходы области, заработать от использования госимущества 205 млн рублей вместо 115 млн по плану текущего года. Считаю, задачу эту выполним.
Беседовал Владимир ПУГАЧЕВ