Ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова Юрий Анатольевич Грушевский родился 8 ноября 1946 года в городе Мелекессе (ныне Димитровград) в рабочей семье. Закончил Мелекесский пединститут с дипломом учителя физики и математики. В 1971 г. поступил в аспирантуру Ленинградского пединститута им. А.И.Герцена по специальности «Физика твердого тела». Служил в армии в Ленинграде, там же в 1974 году досрочно защитил диссертацию и был направлен в Ульяновский пединститут, где прошел путь от ассистента кафедры физики до профессора. В 1976 году назначен проректором по заочному обучению. С 1988 — ректор Ульяновского пединститута, получившего в 1994 году статус университета.

Награжден орденом Дружбы, медалью Ушинского, знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», множеством Почетных грамот Министерства образования, исполнительной и законодательной властей региона.

Женат, имеет двух дочерей и внука.

Никто не будет отрицать, что жизнь человека, как и жизнь коллектива, складывается из простых, будничных эпизодов, которые порой кажутся незначительными, но на самом деле определяют человеческий «статус» и значимость сообщества людей. Войдя в педагогический университет, увидев его чистые и строгие этажи, вы почувствуете воздух, переполненный учебными заботами — кажется, эти заботы исходят даже от стен. Эта атмосфера – гордость студентов и преподавателей университета, она не возникла «ниоткуда», а создана многолетним, дружным, коллективным трудом, она – итог личных усилий ректора университета Юрия Анатольевича Грушевского, изо дня в день отдающего вузу частицу себя.

Раннее утро — это любимое время суток, те личные часы и минуты ректора, когда есть возможность составить планы на предстоящий день, сделать черновые записи. Очередной рабочий день начинается часов с восьми, и сразу вместе с хозяйственными службами – решение насущных материальных проблем. Не каждому в проблемных ситуациях удалось бы все учесть и четко расставить приоритеты, но чувство хозяйственности, заложенное еще семейными традициями, позволяет Юрию Анатольевичу детально оценить обстановку, найти то звено, тот «край шнура», потянув за который, можно распутать весь клубок навалившихся проблем. К тому же ректор прекрасно владеет «искусством возможного», которое позволяет найти решение «здесь и сейчас». Юрий Анатольевич не только вникает во все обстоятельства вверенного ему дома, но и подходит к ним с позиций экономичности и эффективности. А как же иначе? Что делать в условиях, когда финансирование вуза гораздо меньше его потребностей, и деньги предусмотрены только на закупку мебели, на стипендии и преподавательскую зарплату, тем более что до нынешнего года в вузе не было платных форм обучения (к слову сказать, Юрий Анатольевич остается убежденным сторонником бесплатного образования, его логика проста и убедительна: «Разве государство не заинтересовано в грамотных людях?»).

Финансовая дисциплина для ректора — святое дело, пульс ее должен всегда четко прослушиваться. Нельзя поддаваться обманчивому впечатлению, что «денежная масса» увеличилась, нельзя направить ее только в одну сторону, нельзя также отложить решение острых социальных проблем. И опять на помощь приходят опыт и знания, полученные за время работы в университете. По мнению ректора, главное, что определяет результат – это компетентность. Вуз можно сравнить с микромоделью государства, чье благополучие зависит не только от главного человека, но и от аналогичных качеств каждого гражданина на его отдельно взятом месте. И как в любом большом сообществе, здесь возникают разные мнения, различные оценки. Такой жизненный спектр, считает ректор – нормальное явление: не могут быть единомышленниками все, но каждый в отдельности обязан отдать все силы на благо вуза. Задача ректора – обеспечить достойную жизнь своему коллективу, создавать условия для «восхождения» в повседневной работе, в науке, так как основой всего, что есть, что уже сделано, являются те, кто работает на факультетах, непосредственно в учебных аудиториях. И особенно — студенты! Как живут? Как учатся? Как отдыхают? Все важно! Университет – их дом, и, наверное, многим можно поучиться умению создавать для студентов такую домащнюю обстановку. Если к организационной, финансово-хозяйственной нагрузке ректора прибавить еще ежедневные вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса, открытием новых специальностей, развитием вузовской науки, трудоустройством выпускников – картина деятельности будет более чем многоликой и весомой. И еще плюс — проверить, что исполнено из намеченного в прежние дни. Дойти нужно до всего, все увидеть собственными глазами, убедиться в качестве исполненного. Весь этот огромный объем работ не мог бы быть осилен без той искренности, того беспокойства за дело, которыми обладает ректор педагогического университета Юрий Анатольевич Грушевский. Высокая требовательность к себе, справедливая оценка достоинств и недостатков людей, умение подобрать себе знающих помощников, постоянное внимание к нуждам и запросам коллег, воля и жажда целенаправленной деятельности — это составляющие жизненной позиции, определяющей не только его судьбу, но и во многом судьбу руководимого им коллектива. Теперь понимаешь: авторитет – не производная от должности, он зарабатывается самой жизнью и бесконечными хлопотами, тем, что остается в людской памяти!

Пожелаем студентам и преподавателям педагогического университета любить свой вуз-дом и беречь его. А ректору университета накануне его шестидесятилетия — крепкого здоровья, сил, терпения, благополучия его малому дому-семье и дому-вузу, ради которого он не щадит ни сил, ни здоровья!

С.В. ЛАПШИН

P.S. Оргкомитет приглашает всех желающих поздравить юбиляра и сообщает, что это можно сделать 8 и 9 ноября по адресу: 432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения Ленина, д. 4. Тел.: 8(8422) 44-30-66; 44-30-95; факс 44-30-46.