«Не только размер заработной платы, но и форма ее выплаты работникам, легальная она или в «конвертах», — пояснил нам мотивы первого ноябрьского рейда по соблюдению дисциплины оплаты труда начальник управления по труду Ульяновской области Виктор Воронков, — существенно влияет на решение демографической проблемы. Беременные работницы, получавшие «серые» зарплаты, оказываются обделенными при назначении им декретных пособий. Они начисляются только исходя из той суммы зарплаты, что указана в ведомости. На практике это значительно меньше, чем если бы зарплата выплачивалась официально, и вызывает справедливые жалобы и заявления работающих женщин, собравшихся рожать…»

Для проверки одного из таких заявлений и был организован очередной рейд. В состав мобильной группы вошли сотрудники управления по труду, УБЭП, областного управления по налогам и сборам. Выехали проверять одну фирму — «Велес-Маркет», а пришлось заниматься еще с двумя. Дело в том, что социально-трудовые отношения в них организованы по последнему «писку» экономической моды — по аутсорсинговой системе.

Система аутсорсинга, если перевести на доступный язык, это когда одна фирма нанимает работников и производит с ними денежные расчеты (платит зарплату), а нанятый персонал работает совсем в другой фирме. Последняя в свою очередь расплачивается с первой фирмой за персонал «оптом» по акту выполненных работ за каждый месяц, перечисляя ей деньги. Вот такой симбиоз на основе договорных отношений, способствующий, видимо, снижению налоговой нагрузки группы предприятий за счет использования преимуществ субъектов льготного налогообложения, входящих в эту группу.

В нашем случае ООО «Велес-Маркет» нанимает работников и платит им зарплату, а люди работают в сети магазинов «Квартал». Кстати, «Квартал» — всего лишь бренд или торговая марка предприятий, входящих в состав ООО «Фирма «Надежда и Ко», с которой и начали проверку.

Здесь на момент проверки трудовых договоров на 45 человек работающих оказалось лишь 11, на остальных их не смогли предъявить. Напомним, что трудовой договор является основным документом, узаконивающим трудовые правоотношения в сфере труда и заработной платы. Трудовой договор определяет основные гарантии работника в оплате его труда (в том числе ее размеры), режима рабочего времени и отдыха (включительно продолжительности оплачиваемого отпуска), права и обязанности работодателя и работника, а также условия социального страхования работника и предполагает выполнение работником лично определенной трудовой функции, подчинение правилам внутренного распорядка. Отсутствие трудового договора между работником и работодателем можно расценить или как элемент анархии на производстве, или как попытку отказа по какой-либо причине узаконить трудовые отношения. Странно и непонятно то, что среди «бездоговорных» сотрудников много руководителей, хорошо знающих требования Трудового кодекса. Трудовых договоров не заключали зам. гендиректора В.В. Агапов, директор департамента А.В. Семенов, менеджер М.Р. Хакимов. На двух работников даже не нашли трудовых книжек.

Выявлены факты неоднократной переработки рабочего времени продавцами фирмы «Надежда и Ко». Так, С.П. Баландина, А.Ф. Курбанова и Ю.А. Бутуева в июле переработали по 51 часу без соответствующей оплаты труда, а В.А. Григорьева, Н.В. Доронина, Г.А. Тамаева, А.Н. Харитонова и Т.Н. Молчанова — в сентябре по 48 часов.

Не все оказалось гладко и с заработной платой. Солидная коммерческая фирма, где по штатному расписанию дворникам, уборщицам, грузчикам и продавцам должностные оклады определены в 3 300 руб., что в общем-то неплохо. А вот величина оклада генерального директора (5 500 руб.) удивляет. Настораживает и то, что его заместителям, фактически ведущим хозяйство и работающим по найму, установлены суммы окладов по 5 000 руб., а главному бухгалтеру — всего 4 800 руб. Даже с трудом не верится, что такие руководители зарплату получают всего на 30% больше дворника!

В «Велес-Маркете», директора фирмы по персоналу, находящейся в аутсорсинге, то есть формально вполне автономной организации, представили как начальника отдела кадров «Надежды и Ко». В том, что это не простая ошибка и все взаимно переплетено, мы убедились там же. Пришедшие в «Велес» оформляться на работу трое молодых людей бланки анкет и инструкцию, как их заполнять, получили в отделе кадров «Надежды и Ко» и туда же сдавали документы.

Правда, документы, регламентирующие трудовые отношения директора с работниками в «Велес-Маркете», оказались в относительном ажуре. Все б хорошо, да вот беда.

Одна из работниц, недавно ушедшая в декретный отпуск, написала в своем заявлении в управление по труду: «…работая в ООО «Велес- Маркет», магазине «Квар-тал-2», …получала з/п (заработную плату) 7 000 руб. по двум ведомостям, из них

2 600 руб. по договору и

4 400 руб. как премию…».

Пока она работала, это ее, по-видимому, устраивало, но вот ушла она в декретный отпуск, и ей декретное пособие определили исходя из суммы, указанной в договоре. Возмущенная такой несправедливостью, она и написала заявление. У управляющего магазином г-жи В.В. Назаровой мы пытались выяснить, правда ли, что работники «Квартала-2» получают «премии» по отдельной ведомости? Ответ Валентины Васильевны был лаконичен: «Я вам ничего не скажу, спросите у Германсковой Ирины Викторовны, директора «Велеса»…».

Спросили. Она письменно ответила, что «никаких вы-плат помимо ведомостей не произвожу…».

Кто прав, беременная работница магазина, которую обсчитали, как она считает, на пособии по декрету (помогли, так сказать, в «решении» демографической проблемы области), или хозяйка «Велеса»? Пусть рассудят соответствующие органы. Поэтому нашу публикацию мы просим считать официальным обращением к Государственной инспекции труда в Ульяновской области для инспектирования и привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц, если окажутся таковые.

Жавдет Ильязов