2-3 ноября в Ульяновске с размахом прошли Дни Москвы. Одним из участников культурной программы форума стал популярный композитор Максим Дунаевский, чьи шлягеры “Пора-пора-порадуемся…” или “Позвони мне, позвони…” некогда распевала вся страна. Максим Исаакович -сын не менее знаменитого отца, классика советской музыки. Перед выступлением на открытии Дней – на этот раз композитор исполнял свои песни сам – он нашел время, чтобы дать интервью “Ульяновской правде”.

– Вы впервые в нашем городе?

– Нет. Я уже был здесь четверть века назад вместе с группой “Фестиваль”, которую тогда возглавлял, и Михаилом Боярским. В то время только-только прозвучала наша новая работа – песни в фильме “Три мушкетера”, и на волне этого успеха мы выступали в этом же зале Мемориала.

– Над чем сейчас работаете?

– Готовится к постановке мой мюзикл “Алые паруса”. Остальные крупные проекты – в самой ранней стадии, поэтому говорить о них преждевременно. В ближайших планах как композитора-песенника -большой альбом для Алсу, которая возвращается на российскую эстраду. Я считаю ее одной из самых одаренных наших исполнительниц…

– Неужели?!

– Ее часто ругают, но я считаю – незаслуженно. У нее хорошие вокальные данные, и работает она исключительно “живьем”. Уже одно это выводит ее в ряд редких на российской эстраде вокалистов.

– Каким же вообще должен быть эстрадный исполнитель, чтобы вас заинтересовать?

– Очень музыкальным. А таких немного. Кроме Алсу, из молодых еще отметил бы Билана, и, пожалуй, все. Хотя мое внимание привлекли также несколько участников последнего “Народного артиста”…

– Разве в телешоу можно найти настоящих звезд?

– В “Народном артисте” – можно. Потому что эта программа – без подлогов и фальши, здесь действительно происходит народный отбор. Я сам был в жюри и отслушал тысячи мальчиков и девочек. Конечно, ошибки не исключены, но финальная десятка, по-моему, оказалась достойной. В отличие от продукции “Фабрики звезд”, построенной на протекции и вкусах продюсеров.

– А вы сами не участвуете в каких-нибудь современных телешоу?

– Мне предлагали и “Последнего героя”, и “Форт Боярд”, и, кажется, что-то еще. Разумеется, как всякий нормальный человек, я категорически отказался. Оторваться от работы на столь значительное время может только тот, кто ничего не делает. Я не могу позволить себе только ради пиара уехать на месяц на какой-нибудь остров..

– Но какие-то увлечения у вас есть?

– Спорт. Большой теннис. Занимаюсь им с детства.

– Как вы пишете песни?

– Ответа на этот вопрос никто не знает. Я лишь могу сказать, как они не должны возникать – компьютерным путем, методом ди-джейского “миксинга”. Но ди-джеи не претендуют на авторство, а вот многие современные композиторы на самом деле как раз и представляют из себя ди-джеев, которые компилируют заготовленные ритмы, куски чужих гармоний, целые блоки аккомпанемента, накладывая сверху лишь кое-какую свою мелодию с тремя словами. И примеров тому – тьма!

– Вы затронули интересную тему. А вам не кажется, что “технарство” вообще вытесняет личность со сцены?

– Можно и так сказать. Однако, с другой стороны, технический прогресс существовал всегда. Возможно, не так быстро, как в прошлом веке. Одни инструменты всегда уступали место другим. Сегодня, к примеру, невозможно представить себе исполнение Баха или Моцарта на тех инструментах, на которых они писали свою музыку. Думаю, что и вы бы зажали уши и вышли из зала вон. Технический прогресс – не помеха, а помощь талантливым людям.

– Вы много ездите?

– Нет, у меня практически не бывает гастролей. Разве что раза два в год выезжаю в Германию, Израиль или Австралию – по местам обитания русскоговорящей публики. И никого потом не обманываю, что у меня было “заграничное турне”, как это сегодня многие делают. Конечно, за границей я работаю для нашей эмиграции. Кому мы еще там нужны?

– Сегодня много говорят, что современная эстрада – принципиально иная, чем была два-три десятилетия назад. В чем именно?

– “Плюс” в том, что все дозволено. Нет никаких преград, чтобы проявить себя. У исполнителей, несмотря на все препятствия, стало больше возможностей. А “минусы”… в том, что опять-таки нет никаких преград! Ибо в борьбе с запретами и худсоветами происходил естественный отбор, которого сейчас нет. Хотя он прекрасно сохранился в Европе и Америке – везде в мире.

– Какие ваши песни стали наиболее популярными?

– Эстрадными хитами, в полном смысле этого слова, похвастаться не могу. Мои шлягеры в основном родом из кинофильмов: “Мэри Поппинс”, “Три мушкетера”, “Карнавал”, “Ах, водевиль, водевиль” и других – около пятнадцати всенародно любимых песен, которые отобрало само время. Не считаю, что это мало.