До 70 процентов россиян из числа тех, кто два часа в день и больше проводят у телевизора, имеют отклонения в психическом здоровье. Эту информацию можно было бы назвать бредом, если бы не знать, кто ее обнародовал.
А обнародовала ее Российская академия медицинских наук на состоявшейся только что международной конференции -Терроризм и электронные СМИ-. Регулярный просмотр новостных передач, телефильмов и сериалов действует на психику людей даже более разрушительно, чем участие в боевых операциях, резюмирует вывод ученых пресса. По утверждению медиков, две трети телезрителей, проводящих у экрана не менее двух часов в день, -испытывают постоянное чувство страха, тревоги и склонны без всяких на то видимых внешних причин к депрессии(цитата по -Российской газете-).
Главным виновником такого положения исследователи считают поток негативной информации, преобладающей в передачах большинства российских телеканалов.
Впрочем, не одни только телеканалы давят на психику россиян. Не отстает и радио. Что звучало, например, в новостных выпусках федеральных радиостанций в минувшее воскресенье? Весь день сообщалось о пяти-шести событиях.
Это были: препятствия, чинимые грузинскими властями жителям Южной Осетии, желавшим проголосовать на выборах тамошнего президента и на референдуме о независимости республики; ураган на курильском острове Итуруп, срывавший крыши с домов; шторм в Охотском море, прервавший паромное движение между материком и Сахалином; снегопад (естественно, -небывалый-) в Нижегородской области, поваливший 300 деревьев и повредивший линии электропередачи… К вечеру добавились пожар в Калининграде и взрыв в Ираке. И это практически все.
Происходило ли в стране и мире что-либо, кроме рукотворных и стихийных бедствий, осталось неизвестным.
После теракта в театральном центре на Дубровке в Москве в 2003 году был проведен опрос общественного мнения, показавший, что почти у четверти телезрителей, постоянно следивших за происходящим, были выявлены признаки посттравматического синдрома. Среди солдат, стоявших у театра в оцеплении, он наблюдался у 18 процентов, а в рядах спецназовцев, участвовавших в операции освобождения заложников, – у четырех процентов. То есть наибольший урон понесло психическое здоровье телезрителей.
Такова специфика работы телевизионных журналистов в России. Их цель – погоня за страшными кадрами, чего нет в журналистике западной. На упомянутой в начале заметки конференции говорилось, что, к примеру, в американских репортажах о терактах отсутствуют сцены насилия и трупы, зато в этих репортажах есть -неудобные вопросы чиновникам-. Не оглушенное картинами ужасов население сохраняет способность анализировать события и давать оценку действиям властей. А может, собака в том и зарыта, что наши телерадиоканалы выполняют обратную задачу – убить в зрителях и слушателях способность к анализу происходящего? Ну а уж в том, что у граждан в итоге сносит, как у домов на острове Итуруп, крыши, они виноваты сами – пусть не смотрят. И не слушают.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.