Неизвестно, как бы сложилась судьба Генриха Шлимана, если бы в детстве в его руки не попала “Всемирная история для детей”. Семилетнего мальчика поразила в ней одна картина: Эней, держа сына за руку и посадив старика-отца на спину, покидает охваченный пламенем город. Генрих, глядя на огромные Скайские ворота и крепкие городские стены, вопрошает отца: “Так выглядела Троя? И все это разрушено? И никто-никто не знает, где этот город?” А потом с детской уверенностью добавляет: “Когда я вырасту, обязательно его найду”. Спустя сорок лет он не только отыщет исчезнувший город, но и, как в сказке, будет держать в руках сокровища царя Приама, в существование которого до него вряд ли кто-то серьезно верил.

История знает немало случаев, когда людей к величайшим открытиям приводили книги из детства. Вот почему так важно, какие из них попадают нам в руки в школьные годы, когда ум особенно впечатлителен и подвержен влиянию. И, безусловно, здесь большую роль играет учитель словесности.

Диссертация и ее соавторы

Невероятно, но факт: всё окружение учителя года России Екатерины Уба увлечено творчеством Ивана Гончарова. А дело в том, что Екатерина Владимировна в прошлом году защитила диссертацию по творчеству писателя, к которой шла долгие десять лет и успела за это время заразить своим научным увлечением всех. Почему диссертация готовилась так долго? ” От желания объять необъятное, – иронизирует учитель.- Хотя изначально понимала, что будет очень сложно сочетать учебу в аспирантуре и работу. Но уйти из школы не смогла. Потом было замужество и двое детей друг за другом”.

Несколько раз Екатерина Владимировна порывалась уйти из аспирантуры. Но, благо, рядом в такие минуты оказывались бдительные наставники, которые

удерживали талантливую ученицу от эмоционального шага. Это – школьный учитель, теперь коллега Екатерины Алла Михайловна Игошина, научные руководители Майя Павловна Чередникова, Александр Александрович Дырдин и мама Людмила Петровна Якимова, кстати, тоже учитель русского языка и литературы.

– Не знаю, как бы я без них справилась, – признается Екатерина. – Мама – это мой тыл, моя крепость, весь дом держится на ней. Майя Павловна – “интеллектуальная совесть”. Я преклоняюсь перед ее умом, талантом исследователя. Я знаю, в мире есть Майя Павловна, поэтому останавливаться нельзя: надо читать, надо расти. Алла Михайловна – путеводная звезда. Иногда кажется, что она лучше меня знает, что со мной будет завтра. Еще я у нее учусь умению руководить. Александр Александрович заведует кафедрой филологии, издательского дела и редактирования УлГТУ, настоящий подарок судьбы для филолога.

По признанию педагога, в начале работы над диссертацией Гончаров особых восторгов у нее не вызывал. Но чем больше она погружалась в тему, тем больше начинала понимать: Гончаров – гениальный писатель. “Это такой космос! Такой порядок! Такая стройность в тексте, -поражается она своему открытию. – И совершенно потрясающая модель мира. Теперь я сама стала по-другому смотреть на многие вещи. Поняла, что в жизни нет ничего случайного. Всякая случайность – лишь закономерность высшего порядка. И мне, естественно, со всеми своими открытиями не терпелось поделиться с ребятами. Но, увы, они учились тогда только в шестом классе. Вот в этом году мои ученики, наконец-то, – десятиклассники. Мне им столько нужно рассказать!”

На урок… с диктофоном

-Самое сложное для меня, -признается Екатерина, – указать в плане урока предполагаемый ответ ученика. Как известно, от него зависит дальнейший ход урока. Когда его веду не я, а ученики, он получается продуктивным. И еще педагог мечтает о том, чтобы уроки литературы стали уроками чтения. Что же тогда остается учителю? Создавать условия, чтобы воздействие слова было максимальным!

Стремление к совершенству – основная черта учителя. Екатерина Владимировна даже диктофоном обзавелась, чтобы уже дома вернуться еще раз к уроку. Следуя формуле Сент-Экзюпери “совершенство достигается не тогда, когда уже ничего нельзя добавить, а когда уже ничего нельзя отнять”, Екатерина Уба и на Всероссийском конкурсе до последней секунды шлифовала свои выступления. Так, обобщение опыта переделываладо половины шестого утра. А в пути, любуясь захватывающими дух пейзажами, мысленно планировала уроки для будущих шестиклашек: “Когда будем проходить “Сказы Бажова”, обязательно использую слайды с изображением Уральских гор”.

Встреча с президентом

На встрече лучших российских педагогов с главой государства Екатерина выступила с инициативой использовать опыт учительства, в частности, для создания нового проекта государственных образовательных стандартов. Кому, как не практикам, знать, как сделать это лучше?

Обеспокоенность учителя вызывает тот факт, что школа “стареет”: раньше года не было, чтобы не приходил молодой специалист, вспоминает учитель. Как администратор (она – заместитель директора по научной работе) много размышляет над тем, как подвигнуть учителя к постоянному личностному и профессиональному росту? Это вовсе не означает, что все поголовно должны броситься на защиту всевозможных диссертаций, но дружить с наукой надо, считает педагог. А вот какие формы должна обрести эта дружба – этот вопрос пока для нее остается открытым.