358 человек умерли, по официальным данным, в Ульяновской области из-за отравлений алкоголем за восемь месяцев текущего года. Сколько людей пострадало, но выжило, учету не поддается.

Травится в основном беднота

Смертельный исход связан, как правило, с употреблением суррогатов – левого и технического спирта, самогона, спиртосодержащих жидкостей, а также лекарственных средств. Сегодня почти четверть продаваемой в области алкогольной продукции является контрафактной. Проверки в лаборатории Центра сертификации «Симбирск-тест» ввозимого в наш регион спиртного выявили с 1 февраля по 17 октября более 200 тысяч бутылок недоброкачественных ликероводочных изделий. Алкогольная инспекция, проверив четыре сотни розничных торговых точек, обнаружила 322 нарушения, приостановив лицензии в 114 магазинах. Однако народ продолжает активно травиться суррогатом.

Все эти цифры и факты прозвучали на заседании комитета ЗС по экологии и аграрной политике, посвященном контролю за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкоголя и спиртосодержащей продукции в Ульяновской области. Огласив страшные данные и отметив, что суррогатами в основном травятся малоимущие, так как у них денег на приличный алкоголь не хватает, участники заседания стали предлагать методы борьбы с проблемой.

В частности, предложили запретить торговлю спиртосодержащими жидкостями в аптеках, киосках, магазинах, на оптовых рынках, а также разработать перечень разрешенных к продаже жидкостей и регламентировать ее. Кроме того, увеличить количество проверок предприятий, торгующих алкоголем и бытовой химией, усилить контроль за ввозом спиртного из других регионов.

«А я не процедил…»

Внимание к борьбе с употреблением алкогольных суррогатов и поддельной водки власть в России проявляет, к сожалению, лишь периодически. Вот и очередное «коллективное прозрение» свершилось после волны сообщений в СМИ о массовых отравлениях спиртным в разных регионах с летальным исходом. Увы, суррогат у нас пили (и слепли, отравлялись, умирали) с давних пор. И такую, бывало, дрянь. Помню, еще в советские годы я оказался свидетелем допроса в прокуратуре рабочего с машзавода, который хряпнул в соседнем цехе какого-то лака с похмелья и едва не отдал концы. Причем мужик был не алкаш, пил «как все».

После лака его в бессознательном состоянии увезла «скорая», и человека едва откачали. Прокуратура такие случаи обязана проверять – нет ли признаков специального отравления, попытки убийства? а после этого решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Тут было ясно, что преступления нет, рабочий, благодаривший судьбу за спасение с того света, ничего не скрывал: – Вышел в первую смену и не мог работать с похмелья, чувствовал себя ужасно. Напарники сказали, что в соседнем цехе есть большая емкость с каким-то лаком, его некоторые пьют. Только надо вроде бы сначала бросить в стакан с жидкостью соли, подождать, потом процедить, потом вроде надо нагреть и еще процедить, разбавить водой и тогда уж пить. А я процеживать и прочее не стал разбавил водой и выпил. Тут мне вскоре и заплохело.

Кроме «каких-то лаков», народ наш умудрялся пить стеклоочиститель, флюс, «синий платочек» (денатурат синего цвета в бутылках), а предприятия, где для нужд производства имелся гидролизный спирт, считались «золотым дном». Другое дело, что сейчас масштабы употребления различных суррогатов и некачественного спирта выросли, так как легальнаяводка стала наиболее недоступна по цене, чем когда-либо. Хотя себестоимость ее по-прежнему невысока.

Понятно, что решительную борьбу с морем суррогата необходимо когда-то начинать.

Можно и сегодня. Но не превратилось бы все в очередную кампанейщину, да еще способную наломать дров в ходе процесса.

Есть ли в настойке боярышник?

Настораживает, например, предложение запретить торговлю спиртосодержащими жидкостями в аптеках. Слишком неконкретно сформулировано – чем? В аптеках очень много лекарственных средств, приготовленных на спирту (такова фармакология), и никуда от этого не уйдешь. Хотя некоторые спиртовые лечебные настойки пользуются огромной популярностью у любителей выпить. Так что же теперь, исключить из продажи настойку боярышника, помогающую от болей в сердце?

Кроме боярышника, выпивохи выделяют в аптеках настойку перца стручкового.

Пользовались популярностью и муравьиный спирт, и аллилчеп – спиртовая вытяжка из лука от кишечных нарушений. Тут вообще «3 в 1»: и вмажешь, и лучком пахнет типа закуски, и профилактика от глистов. Недавно на моих глазах парень скромно, заглянув в бумажку, попросил в аптеке настойку смородины. Ему ответили, что такой сейчас не бывает, а вместо нее берут боярышник – и фармацевт показала на 100граммовый флакон.

– Ну, хорошо, давайте. Чай не отравлюсь, – согласился парень.

Честно сказать, настоящей настойкой боярышника на медицинском спирте отравиться трудно. Не легче, чем стандартной водкой отечественного производства. Недаром боярышник называют еще «аптечным коньяком», в том числе по результату действий на сосуды.

Но вот вопрос: а есть ли вообще боярышник и каков спирт во флаконах по 100 граммов и крупнее? Создается впечатление, что там некая опьяняющая жидкость, подкрашенная красителем. Прежде настойка боярышника выпускалась лишь в пузыречках по 25 г – ведь ее каплями надо принимать. Продаются и сейчас такие пузырьки, но они для пьяниц неудобны. А крупные флаконы с «бояркой», с «перчиком» современные фармацевтические фабрики принялись разливать в перестроечное время. И всем понятно, что не ради заботы о больных. Всем, кроме государства, которое разрешает это и одновременно гудит об опасности алкогольных отравлений.

Так что вместо снятия с аптечных прилавков каких-то товаров следовало бы, возможно, сначала перевести выпуск некоторых препаратов на мелкую расфасовку. В таких флакончиках, наверное, не страшно и чистый медицинский спирт продавать без рецептов.

Хотя бы для элементарных уколов. Цену сделать взвешенную – не копеечную и не запредельную, так как себестоимость спирта все-таки невелика. Нуждающиеся в инъекциях купят. Только государство на такое вряд ли пойдет, опасаясь, что вдруг русский народ совсем отвернется от водки, которая якобы не должна сегодня стоить дешевле 60 рублей за пол-литра.

Владимир ПУГАЧЕВ.