Оказывается, радоваться по поводу «нефтяного бума» нашему региону рановато. Особенно если учесть ущерб, который уже нанесен нефтяниками в процессе добычи углеводородного сырья.

К примеру, дорожники считают, что только на восстановление проселков, разбитых большегрузными нефтеналивными автоцистернами, потребуется… 750 миллионов рублей! Стоит сопоставить эту колоссальную сумму с относительно скромными отчислениями от выкачиваемой у нас нефти (5 процентов от налога на добычу полезных ископаемых, или 61,5 млн. руб. за девять месяцев текущего года) и сразу же понимаешь: комментарии излишни. Почему-то регулярное движение тяжеловесных автопоездов с нефтью не прекращается даже в запретные для подобного транспорта периоды весенней распутицы.

Приплюсуем сюда практически не подлежащие рекультивации поля и лесные массивы, и выгоды от нефти превращаются в факторы риска с отрицательными значениями. Даже если учесть, что ОАО НТК «Русс-Нефть» по доброй воле отдает гораздо больше положенного по закону и отличается крупными благотворительными акциями, ситуация складывается не в пользу фактического хозяина подземных недр — населения региона.

В частности, в южных районах, где сформировались кадры опытных нефтяников, они вынуждены уезжать на заработки в другие регионы. Потому что ульяновских спецов вытесняют с родных нефтепромыслов чужаки, командируемые сюда… на вахту. Выходит, нефть приносит не только финансовые выгоды, но и массу экономических, социальных и экологических проблем?

На заседании общественного консультативного совета по экономике при Председателе регионального парламента тщательно взвесили плюсы и минусы от нефти, извлекаемые запасы которой по российским масштабам невелики и составляют 34,2 млн. тонн, и пришли к выводу: нефтяники не соблюдают лицензионные соглашения. А федеральное законодательство несправедливо по отношению к регионам. Посему Правительству области рекомендовано при разработке программы природоохранных мероприятий учесть необходимые затраты нефтедобывающих компаний на ремонт дорог и на ликвидацию последствий аварий на скважинах и разливе сырья. Необходимо также подготовить и инициировать поправки в Налоговый кодекс РФ, дабы перераспределить налоговые потоки в пользу регионов. Хотя бы для того, чтобы после безалаберного хозяйствования нефтяников в нашем регионе осталась в обороте израненная ими пашня, а дороги были доступны для проезда не только танкам и луноходам.

Виктор АНОВ