Дочь офицера, прожившая с родителями все свои юные годы по военным городкам и гарнизонам, она мечтала посвятить себя медицине, стать настоящим хирургом-виртуозом, заняться наукой и ради науки не обременять себя семьей. На вопрос о замужестве ответ был более чем категоричен: никогда!
Никогда не говори никогда
Я спросила у Аллы Сарухановны, героини этого материала: чем же взял молоденькую студентку, уготовившую себе судьбу «синего чулка», ее избранник и был ли он ее однокурсником?
– Он учился на строительном.
– Чем поразил будущего хирурга, комсомольского лидера, активистку, красавицу простой строитель?
– Добротой, воспитанностью, интеллигентностью и эрудицией.
– О последнем, пожалуйста, поподробнее.
– Нормальный человек, живущий не в противоречии с миром, этим миром интересуется, изучает его и радуется ему. Николай, мой муж, очень интересуется, увлекается историей. И детей к этому привлек. Обсуждает с ними периоды истории России, анализирует, учит. И, представьте себе, получаю однажды сюрприз: приходит один из моих сыновей из школы победителем конкурса по истории!
Расскажу одну историю. Встречаю бывшего однокурсника, и он меня спрашивает о делах, о детях. Я говорю, что не работаю, потому что у меня много детей. Он спрашивает: «Двое?» «Нет, больше». «Трое?». Тогда было шесть. Он оторопел: «Ты с ума сошла, ты ж такая умная была!» Я ответила: «А разве детей растить ума не надо?»
– Тогда было шесть, а сейчас?
– Восемь!
– А когда второй ребенок наметился, были сомнения: рожать – не рожать?
– Я заволновалась, а муж сказал: чего ты боишься, ничего страшного, кроме «лялечки», не будет.
«Лялечки»
– Их зовут Мария, Кирилл, Кристиан, Даниил, Филипп, Родион, Марк и Патриция. И двое внуков у меня уже есть. Дети очень дружны между собой. Правда, когда родился Кирюша, сижу, кормлю
его, подходит Маша и говорит: «Возьми меня на ручки!», а он уже не хочет Но это – не показатель. Дети очень любят друг друга.
– По молодости я говорила, что если бы у меня муж был миллионер, была бы у меня самая большая библиотека, много детей, которых я сама учила бы музыке, грамоте и всему самому хорошему.
– Неправильно. Любовь к богатству и комфорту затягивает, а заниматься детьми – это лишать себя комфорта. Растить детей – нелегкий труд.
– Вот-вот: один болеет, другой на ручки просится, у третьего надо уроки проверить, в школу проводить, из школы встретить, а последний требует срочно пеленки поменять. И конца этому не видно. Разве не так?
– Так. Но Библия говорит: Бог сверх силы не дает, мы получаем столько, сколько сможем вынести. Тем более, относительно к моей семье, мы ведь не ради льгот и доплат давали жизнь нашим детям. Вы знаете, как я хотела третьего ребенка? Не просто очень, а страстно хотела. И мне неважно было – мальчик или девочка, хотелось, чтобы был, и все. И вы знаете, правду говорят, что ребенок должен быть желанным. Он по жизни – светлый и радостный человек, в нем столько доброты и любви! А что касается трудностей с детьми, что, по-вашему, на морозе бананами торговать, сумки эти челночные женщинам таскать легче? И во имя чего?
– А карьера, интеллект? За пеленками-распашонками все это теряется?
– Я сначала тоже так думала, но потом поняла, что ошибалась. Дома у меня свой мир, свой круг, и то, что я отдаю семье, мне возвращается. С одним «гулишь», с другим читаешь, с третьим первые проблемы решаешь, это не стирает, а шлифует интеллект.
Кто «царствует» в семье?
– Что-то мы с вами все о своем, о женском. А как главная составляющая семейного благополучия – муж?
– В нашей семье любовь «царствует». Но главный кормилец, помощник, советчик – муж, главенство в семье – у мужчины.
– И это я слышу от девочки -лидера в школе и в институте, более того, воспитанной в семье кадрового офицера, для которого главное – служба, долг перед Отечеством. А двигать мебель, забивать гвозди, бегать на родительские собрания – это удел офицерской жены. И вырабатывается образ жизни под девизом: «Я сама!», «Я сказала!», «Я решаю!». Разве не так?
– Действительно, было очень трудно перекроить мой характер. Дома у родителей «царил» матриархат. И сейчас все чаще говорят, что выходят замуж сегодня мужчины, которых мы, женщины, вот этим «я сама!» освобождаем от проблем. Мы сами виноваты, превращаясь в «бизнесвуменов», взваливая на свои плечи несвойственную нам ношу. Ломаем себя, ломаем мужчину, ломаем жизнь. А главное в семье – это муж. Любить его надо, но если подходит с проблемой ребенок, скажите ему: спроси у папы, он лучше знает, он посоветует. Взваливая на себя абсолютно все, мы или недооцениваем или переоцениваем себя. А зачем? Я воплощаю себя в детях, то, что я не успела в жизни, получится у них.
– Вы были делегатом Всероссийского съезда многодетных матерей. Каковы впечатления?
– Когда меня представили собравшимся, в зале была овация. Я до этого не представляла себе важности и значимости проблемы подготовки нового здорового
не только физически, но и нравственно здорового человека. Вы знаете, мы дома отказались от телевизора, потому что предназначенные для детей программы не несут ничего хорошего. «Детское утро» с трехпалыми уродами, у которых квадратные головы, – это воспитательное зрелище? У нас дома прекрасная библиотека, дети много читают, мы обсуждаем с ними лучшее, что накопила русская литературная классика. И в этом больше пользы. На съезде в этом плане я нашла много единомышленников. И еще в том, что многодетная семья – это не ущербная семья, как у нас принято считать, мол, родители с интеллектом ниже пояса и дети – жертвы алкогольного зачатия. Надо пропагандировать нормальную здоровую семью, в девочках воспитывать будущих мам, добрых и мудрых хозяек дома, а мальчиков растить мужчинами. Во мне проснулось чувство патриотизма в лучшем смысле этого слова. Почему симпатичных пупсов-«голышек» заменили неестественные «Барби»-? Игрушечные наряды, машины, друг Кен… Есть у нас машина, я вожу неплохо, но это не самоцель, это – помощь мужу и семье. В общем, этот съезд не стал мероприятием для «галочки», заставил много думать. Я даже написала в Государственную Думу и в нашу областную администрацию письма «Некоторые соображения по повышению рождаемости в Ульяновской области». Без ответа не осталась, подвижки есть, но хотелось бы большего. Это важно для России.
И потом, дом, где нет маленьких человечков, – пустой дом, с малюткой в дом приходят мир и любовь.
С гостьей редакции Аллой Сарухановной Бариновой беседовала наш корреспондент Галина Антончик