8 декабря в Большом зале Ленинского мемориала пройдет первый Форум благотворителей Ульяновской области.

Благородно только то, что бескорыстно. Ж. Лабрюйер Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодного ребенка. К. Прутков Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде. Арабское изречение

Целью проведения Форума является привлечение внимания широких слоев населения к проблемам благотворительности, добровольчества и меценатства.

Участниками Форума станут ульяновские бизнесмены, предприниматели, работники сферы культуры, образования, представители всех ветвей власти, воспитанники детских домов, члены некоммерческих организаций, работающие в сфере благотворительности. В рамках Форума будет работать благотворительная выставка помощи детям-инвалидам, приуроченная к декаде инвалидов в Ульяновской области.

Кроме того, в преддверии Форума во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, в органах социальной защиты населения, национальных обществах и национально-культурных автономиях, а также в Общественной палате Ульяновской области пройдут «круглые столы» по теме «О системе, направлениях и формах благотворительной деятельности в Ульяновской области».

ПОНЯТИЯ

Под понятием «благотворительность» организаторы Форума условились понимать любое благое дело: меценатство, добровольчество, донорство, волонтерство, тимуровское движение, работа на благо общества, а также спонсорство, если оно затрагивает благотворительные цели.

Задачи Форума:

» поощрить благотворителей;

« показать примеры благотворительности в истории;

» показать готовность к системной работе в сфере благотворительности;

» призвать к благотворительности.

УЧАСТНИКИ ФОРУМА:

меценаты и те, кто принимает помощь;

по профессиональному признаку: бизнесмены, предприниматели, работники сферы культуры, образования, работники органов власти, воспитанники детских домов, члены некоммерческих организаций, работающих в сфере благотворительности, и другие.

Благотворительность в России истоки

Благотворительная деятельность является нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытно-общинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. В нашей стране резкий разрыв с благотворительностью произошёл около 80 лет назад, когда само понятие «благотворительность» практически вышло из официального употребления. Благотворительность является важной составной частью предпринимательской деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим (добровольная, бескорыстная передача денег, имущества). Традиционными её объектами во всём мире являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы.

Общественная благотворительность в России зародилась ещё в домонгольский период. Простейшие виды благотворительности, заключающиеся только в кормлении нищих, оказывались, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», среди которых были князья, духовенство и другие виднейшие люди.

В годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Находясь под влиянием православного учения, князь Владимир в числе первых давал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи – к убогим, нищим, сиротам. Вслед за ним активнр занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого Ярослава Владимировича, при котором было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей.

Развитие традиций благотворительности было приостановлено татаро-монгольским нашествием на Русь. Миссия общественной благотворительности всё более становится делом церкви. Первые государственные больницы, в которых лечили бедных бесплатно, были также учреждены церковью. При императоре Александре I были также учреждены кассы на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний (1806 г.), убогая и училищная в Дерпте (1813 г.) и т.д. Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тысяч благотворительных обществ и заведений.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Ведущее место в истории благотворительности России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки.

Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, – это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчета. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители делового отечественного мира, и благотворительность стала в определенном смысле исторической традицией российских предпринимателей.

Истоки благотворительности деловых российских людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

В XVIII – первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, Вдовий дом, Голицынская больница и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян, предприимчивых крестьян – к третьему или четвертому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII -начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими духовными запросами.

В условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определенным средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчитьдушу себе».

БЛАГОДЕЯТЕЛИ

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и др.

Исследователь С. Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солоднико’ва, который из общей суммы наследства в 21 млн. руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс. руб.).

Не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А. Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушиниский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое. Небылобы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры – всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира.

Благотворительность в Симбирске

С самого начала идея благотворительности прочно поселилась на симбирской земле, вошла в кровь и плоть большинства людей. Во благо родного города жертвовали люди самых разных сословий. Но общественную жизнь дореволюционного Симбирска определяли дворяне, значительными были вклады купечества.

По масштабам благотворительности Симбирская губерния к концу XIX века стояла на третьем месте в Российской империи, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Первым благотворительным обществом стало Симбирское женское общество Христианского Милосердия. Только за 1819 год общество собрало на благотворительные цели около 40 000 руб. (для сравнения зарплата мелкого чиновника была 20 руб. в месяц). Вот некоторые наиболее известные благотворители.

А. П. Кирпичников – строитель богодельни.

А. В. Вьюгин – почетный член Симбирского Губернского Попечительства.

Н. П. Королькова- председатель Симбирского Общества Красного Креста.

A.M. Кирпичникова – известная симбирская благотворительница.

С. П. Герасимов – почетный член Симбирского Губернского Попечительства.

Всего в Симбирске активно работало 27 благотворительных обществ и заведений.

На деньги симбирян было построено большинство церквей и соборов Симбирска (а их было более 100).

Кафедральный Троицкий Собор является одним из вещественных доказательств проявления патриотических чувств Симбирского дворянства после войны 1812г. Закладка храма была приурочена к посещению Симбирска Александром I в сентябре 1824 г. На его строительство дворянство отчислило 50 000 руб. и открыло подписку на пожертвования между всеми сословиями Симбирской губернии. Наблюдал за строительством собора специально созданный комитет. 13 января 1826 г. он сделал вторичное приглашения к пожертвованиям. До 1 мая 1832 г. на построение храма поступило около 100 000 руб. Самые крупные из них были от петербургского купца И. Кувшинникова(6480руб.), поручика Т. Дурасова (4717 руб.), Симбирского мещанского общества (4000 руб.) и крестьянина М. Яковлева (2 000 руб.).

Николаевский Кафедральный Собор построен одновременно с основанием Симбирска. В этом соборе хранились древние иконы и священные предметы: напрестольный серебряный позолоченный крест с мощами (1648 г.), церковные книги, ризы, колокола (1653 г.), пожалованные царем Алексеем Михайловичем и царицею Марией Ильиничной; Чудотворные образа Божьей Матери Смоленской и «Умиление сердец» в богатых серебряных ризах, присланные Петром Великим в 1723 г. Спасо-Вознесенский Собор. В его строительстве принимали деятельное участие симбиряне. В1824 г. на средства симбирской помещицы Е.Н. Пазухиной к церкви Вознесения Господнего был пристроен придел во имя Воскресения Христова. Почетный гражданин, б. С.-Петербургский губернский Предводитель дворянства граф В.П. Орлов-Давыдов подарил часы, изготовленные в Англии фирмой «Кук и Сыновья». Они были установлены в верхнем ярусе колокольни Вознесенского Собора с механизмом часового боя в большой церковный колокол.

Покровский мужской монастырь основан в конце XVII века проживающим в г. Симбирске канцеляристом П.И. Муромцевым. Он был не только создателем монастыря, но и полным его хозяином, хотя сам не был пострижен в монахи. На его средства монастырь содержался до 1724 г. (27 лет), затем получил содержание из казны. В1895 г. епископ Варсонофий завещал капитал в 10 000 руб. на устройство в Покровском монастыре богадельни для престарелых лиц духовного звания.

Спасский женский монастырь является ровесником Симбирска. В 1710г. М.О. Твердышев построил каменную колокольню, а в 1713г. И.А. Андреев соединил колокольню с церковью и, кроме того, с южной стороны построил небольшую больницу. В 1784 г. Симбирский уроженец коллежский ассесорЯ.Б. Твердышев и его жена Наталья Кузминишна передали капитал на построение каменной монастырской ограды с каменными келиями около неё. Монастырская стена просуществовала до 1970 года.

Богоявленская церковь (Иоанна Предтечи) была построена близ р. Свияги, в б. Свияжской слободе конных казаков. В этой церкви хранилось Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем в 1683 г., которое сохранилось до сих пор и находится в отделе редких книг и рукописей областной научной библиотеки.

Именно благотворителям Симбирск обязан созданием многих учреждений.

В день коронации Екатерины II в Симбирске было открыто первое народное училище, на которое пожертвовано 20.000 руб. В 1809 году по Высочайшему Утверждению Александра I была открыта первая гимназия. Симбиряне с сочувствием отнеслись к этому событию. Купцы на ее содержание жаловали 1.000 руб., мещане 500 руб. На основе добровольной подписки при гимназии был открыт пансион для бедных дворянских детей. На их содержание собирали по 4.500 руб. в год. У гимназии был свой санаторий.

Свет добра. Хроника

» На средства Симбирского общества Христианского милосердия в 1830г. было открыто первое женское учебное заведение «Дом трудолюбия». Предназначено оно было для воспитания девиц, оставшихся без призрения в бедности и сиротстве, преимущественно дворянского происхождения. Императрица Елизавета Алексеевна назначила по 600руб. в год на содержание 2 воспитанниц. Через 27 лет Дом трудолюбия был реорганизован в Елизаветинское училище. После пожара 1864 г. оно было объединено с Мариинской женской гимназией.

» Отставной коллежский ассесор М.В. Лебедев в 1893 г. пожертвовал свой капитал на организацию Ремесленного училища. Лучшие ученики имели возможность открыть собственную мастерскую и получали на это пособие в 50 рублей. В 1871 году граф В.В. Орлов-Давыдов пожертвовал в распоряжение Симбирской Городской Думы 11 000 рублей на открытие другого ремесленного училища для детей бедных городских жителей всех сословий. Эти средства были выделены не только на постройку здания, но и на приобретение инструментов, станков и других вещей для училища.

» Основатель Чувашской школы И.Я. Яковлев в 1875 г. купил каменный двухэтажный дом у симбирского купца Ф.В. Красникова, в котором и разместилась яковлевская школа. Купец! гильдии, владелец крупных суконных фабрик Н.Я. Шатров на протяжении тридцати лет, с 1883 по 1917гг., был ее почетным попечителем, жертвовал крупные суммы на приобретение учебных пособий и переустройство школьных корпусов, им был сделан специальный денежный вклад, проценты с которого шли на выплату пособий нуждавшимся выпускникам.

» Городская богадельня и детский приют. Эти заведения были открыты на капитал, оставленный А.П. Кирпичниковым. В 1882г. он передал два дома под приюты. В 1884 г. на его средства было построено новое каменное двухэтажное здание с домовой церковью. А в 1886 г. он завещал на их содержание по 100 000 руб. Впоследствии в этом здании разместились Николаевский дом призрения неимущих, Кирпичниковская и Конуринская богадельни, детский приют и домашняя церковь во имя Св. Александра Невского.

«Именно благотворителям Симбирск обязан созданием и многих памятников. Карамзинская общественная библиотека – одна из первых в российской провинции. Основана в Симбирске в 1848 г. как памятник Н. М. Карамзину на его родине. В ее формировании принимали участие видные деятели отечественной культуры: И.А. Гончаров, Н.М. Языков, Н.Т. Аксаков, М.П. Погодин, Д.В.Давыдов, члены Императорской семьи, семейство Карамзиных и многие другие частные лица, государственные учреждения и общественные организации. Личные библиотеки Н.М. Карамзина, И.А. Гончарова, Н.М, Языкова, Д.П. Ознобишина, императора Александра III и другие являются достоянием мировой художественной культуры. Всего в библиотеке выделено 18 частных книжных собраний, среди которых кроме вышеназванных представляют интерес усадебные библиотеки симбирских помещиков Соловцовых, Скребицких, Киндяковых и других.

» Памятник-беседка им. И.А. Гончарова. Он был открыт в 1912 г., в 100-летний юбилей И.А. Гончарова, на месте старого дома Киндяковых в предполагаемом районе событий, описанных в его романе «Обрыв». Сооружен на средства владелицы Киндяковки (Вин-новки) помещицы Е.М. Перси-Френч по проекту А.А. Шоде. В настоящее время беседка находится на новом месте – на Волжском косогоре в Винновской роще.

» Министр внутренних дел Д.Н. Блудовв 1838г. с Высочайшего разрешения Императора Николая Павловича открыл подписку для сбора средств на постановку памятника Н. М. Карамзину. Даже ограда памятника была изготовлена на средства вдовы сына историографа Андрея Николаевича, убитого на войне в 1854 году.

• » Дом-памятник И.А. Гончарову был построен на средства, собранные по Всероссийской подписке. Автором проекта был местный архитектор А.А. Шоде. Закладка его была произведена в день 100-летия со дня рождения писателя 6 июня 1912 г. На торжествах присутствовали друг писателя известный юрист, академик, член Государственного Совета А.Ф. Кони, родственники И.А. Гончарова.

» Дом Дворянского собрания построен в основном на средства дворян губернии. Кроме собственно Дворянского собрания в нем размещались квартиры губернского предводителя и секретаря дворянства, Губернская Земская Управа, Карамзинская библиотека, музей и библиотека ученой архивной комиссии.

« В1881 г сын историографа Н. М.Карамзина Владимир Николаевич Карамзин завещает 125 тыс. руб. на устройство благотворительного заведения. Губернским земским собранием после рассмотрения 10 предложений было решено построить колонию для душевнобольных.

» В 1913 на средства прихожан построена церковь Святой Марии (лютеранская кирха).

Народное ополчение в годы Великой Отечественной войны (с 8 июля 1941 г. в его отряды вступили 2 500 человек). Занимались охраной предприятий, составляли резерв Красной Армии. Населением области вносились средства на танковые колонны «Ульяновский колхозник», «Ульяновский пищевик», эскадрильи «Родина Ильича», «Валериан Куйбышев», отправляли эшелонами продовольствие, семена, скот в помощь освобождённым городам Туле, Курску, Сталинграду, Мозырю.

» В 1958г. на территории детского дома в с. Ивановка открывается памятник его воспитаннику Александру Матросову. Средства были собраны молодёжью Ульяновского и Володарского районов. Он просуществовал до 1972г.