Эта история произошла в Димитровграде весной 2006 года и не завершилась до сих пор. Но она могла произойти в любом другом городе и в любое время года. С каждым из нас.
Из распахнутого окна восьмого этажа доносились истошные женские крики. Девушка пыталась выброситься из окна, а мама и бабушка с трудом удерживали её и взывали о помощи. Двадцатишестилетняя Маша (так назовём нашу героиню) твёрдо решила расстаться с жизнью. Что побудило её сделать этот страшный шаг? Чей чудовищный сценарий должен был завершиться таким финалом?..
Уроженка Урала, молодой дипломированный юрист Маша Ш-ва приехала в Димитровград к своей бабушке. Девушке не терпелось начать самостоятельную жизнь и юридическую карьеру. После долгих поисков работы она оказалась в частной юридической конторе, которой заправлял Николай П-ов. Маша с энтузиазмом взялась за дело и… за чтение книг, которые предложил ей новый босс. Вскоре бабушка стала замечать, что внучка стала поздно возвращаться с работы, дома переписывает какие-то тексты, а рукопись тщательно прячет. Маша практически отказалась от пищи, особенно от всего мясного, изнуряла себя ночными бдениями. Изменилось и поведение – Маша стала реже общаться с бабушкой, вела замкнутый и странный для молодой девушки образ жизни. Отдавая всё время «работе», Маша при этом получала очень скудную зарплату – её «гонорар» не превышал 2500 рублей. Но, не смотря на это, она сделала шикарный подарок своему начальнику – дорогой сотовый телефон, а вскоре взяла деньги в кредит и купила оргтехнику. Новый компьютер быстро занял место в офисе, а бремя выплат по погашению кредита легло на плечи девушки. Её лицензия и паспорт находились у господина П-ва. Всё это не на шутку встревожило Машиных родных, и мама срочно решила забрать дочку домой. Вот тут-то семье Ш-ых пришлось испытать все тяготы последствий пагубного влияния «новых спасителей мироздания» – тоталитарных сект. Маша не хотела и уже не могла отказаться от того искусственного мира, в который вовлекли её новые «друзья и коллеги», и сделала тот последний и страшный шаг – за подоконник. К счастью, мама и бабушка подоспели вовремя, и девушку удалось спасти. Но спасти лишь отчасти.
В заключении врача–психиатра областного психоневрологического диспансера им.Н.М.Карамзина сказано: «Больна с января 2006г., когда у пациентки появились странности в поведении – замкнулась, ходила с портфелем даже в туалет, ночью не спала, создавалось впечатление, что кого-то видит и с кем-то разговаривает, что-то шепчет про себя, резкая смена настроения – то плачет, то смеётся, говорила, что за ней следят, обвиняла родственников в том, что они залезают в её сумку. К матери и родственникам стала относиться с ненавистью. Переписывает в свою тетрадь нелепые тексты каких-то стихотворений. Часто кажется, что в окно 4-го этажа на неё смотрит какой-то человек… Диагноз: параноидная шизофрения».
«Нелепые тексты каких-то стихотворений», упомянутые в медицинском заключении, есть ни что иное, как «учение» Евдокии Дмитриевны Марченко, известное под именем «Радастея» или «ритмология».
Дольная долина
Дивилась далью
Дорог дуальных
Направлений Российских
Долгов долины
Длительно
Дарит дебилов
Доль в высь
(Хладастея Доль из книги «Прикосновенное»)
Ну, как вам такое «стихотвореньице»? А их нужно знать сотни! Читать часами, переозвучивая на вымышленные языки «хладавит», «омегавит» свои самые сокровенные желания, подкрепляя их чтением бесконечных «матриц», «струн», «мандал», «радастей» и пр. Ритмологи обещают вам таким образом «исправить» любое событие, сделать вас здоровыми, богатыми и счастливыми и даже научиться влиять на погоду! А в случае неудачи – виноваты вы сами, ваша леность и нерадивость в постижении «великой науки»!
В основе ритмологии – «учении о ритмах», лежит понятие ритма, как основы всего сущего. Внимание! Тут-то и кроется опасность! Все псевдоучения тоталитарных сект используют истинные, не вызывающие сомнения понятия, щедро сдабривая их своими домыслами, «озарениями», «Божественными откровениями» и «научными фактами». Авторы новоявленных вероучений не гнушаются воспользоваться авторитетными именами традиционных конфессий и даже цитируют Библию и другие писания. Правда, трактовки вырванных из контекста цитат существенно отличаются от общепринятых. Человек, находящийся в поисках духовной пищи и не знающий основ традиционных религий, становится лёгкой добычей для деструктивных сект. Посудите сами – и православие, и ислам, и иудаизм заставляют человека постоянно работать над собой, совершенствоваться во имя Бога и Его создания – человека. Верующий человек ежедневно делает «духовную зарядку», занимается дисциплиной духа. Это трудно. А любая секта предложит вам лёгкий и приятный путь к богатству, благополучию, власти. Как говорится, «любой каприз – за ваши деньги». Вот только цена изначально не озвучивается, а впоследствии оказывается, что конечная стоимость не имеет границ – на алтарь кладётся семья, работа, квартира, здоровье, благосостояние, а подчас и жизнь.
Так как же обезопасить себя и своих близких, особенно детей и подростков от цепких лап тоталитарных сект? На практике оказался действенным только один способ – информация. Но, даже владея некоторыми знаниями, бывает очень трудно определить, можно ли отнести данное общество к разряду сект или нет. Приведу лишь основные критерии оценки сектантства (всего их 14) и предлагаю вместе проверить, является ли безобидное на первый взгляд учение «ритмология» социально опасным?
1. Наличие обожествлённого лидера.
Основательница «Радастеи» уже давно считает себя Лучом – высшим чином в созданной ей же самой иерархии. Таким образом, Марченко ставит себя выше тех богов, которых раньше называла Учителями. Да, именно выше Христа, Будды, Магомета. На раскрутку «Основного Луча» тратятся немалые средства – одни только титулы и награды (в основной своей массе коммерческие, такие как орден «Меценат столетия», орден «Добродетель-Благородство-Мудрость», орден Петра Великого, степень академика Международной академии информатизации) лишь по официальным расценкам оцениваются в 25 тысяч долларов. Правда, и доход приносят немалый: каждая книга с творениями Е.Марченко стоит не менее 200 руб., а их нужно иметь как можно больше и непременно индивидуального пользования, посещение местного семинара обходится в 150 рублей, а выездного – в несколько тысяч, плюс аудио-видеопродукция, а ещё плакаты, фотографии, открытки и прочие атрибуты звезды (ой, простите, Луча!).
2. Построение по принципу пирамиды и особая жёсткая дисциплина.
Все члены Радастеи должны пройти обряд посвящения, участвовать в мистериях, посещать групповые занятия. Ритмологи, получившие за деньги некий сертификат от самой Марченко, дают здесь консультации по решению всех проблем (семья, карьера, деньги, здоровье и т.д.). Под это подведена и «научно-теоретическая» база: “Для того, чтобы пройти к Радастее, человек должен пройти за трое кольцевых врат… Первое кольцо Прохода – Плат Денег, который регулирует предметные связи человека… Не сдав экзамен по деньгам, ни один человек никогда Радастеей не станет” (Е.Марченко «Учи урок ухода из календаря»).
3. Обман или сокрытие информации о секте при вербовке её новых членов.
При вербовке новобранцев, ритмологи скрывают, что Радастея числится в списке сект. Скрывают, что метод не прошел никакой экспертизы. Скрывают многочисленные трагедии среди сторонников Радастеи.
4. Относительность нравственных ценностей – нравственным считается то, что полезно секте.
«Когда ты начинаешь понимать, что всё, что ты сделал до этого момента, всё, что ты проживал, и что ты чувствовал, – ничего этого ещё не было, и жить ты ещё не начал. Именно с этого момента человек начинает осознавать: цель жизни на этой планете была выражена совсем не в том труде, которым он занимался, и совсем не в той работе, которую он называл работой. И сначала начинает идти состояние недоумения: как же так, такое большое количество людей могло ошибаться? Такое огромное население на земном шаре,- неужели все даже не представляли, ради чего они живут?» (Е.Д.Марченко «Сокровенное»)
5. Разрыв связей с внешним миром, прекращение дружеских и родственных связей.
«Люди сейчас находятся друг с другом в пространственных связях, они живут в несуществующем мире, кажущемся. Им нужно вступить во временные связи – и все страдания на этом сразу кончаются”. « “Настоящий мужчина “ищет” “настоящую женщину” и они вместе начинают упадать и начинают отражаться до тех пор, пока снова не выйдут и не соединятся». (Е.Д.Марченко «Освобождение от энергии») Видимо, руководствуясь этим принципом, многие радастейцы разрушают свои семьи, оставляя детей на произвол судьбы.
Этот список можно продолжить, но, думаю, и так достаточно ясно, какая опасность кроется за благозвучным именем «Радастея». К сожалению, эту опасность не захотели увидеть работники прокуратуры, проводившее расследование по факту обращения родственников Маши Ш-ой: болезнь девушки никак не связывается с деятельностью секты, а в поведении господина П-ва противоправных действий не усмотрено. Поскольку «Радастея» в Димитровграде не зарегистрирована, нет на неё и законных методов воздействия. Да, законодательство в этой области несовершенно, нет даже юридического понятия «секта». Но только по этой ли причине в городе плодятся подобные группировки, некоторые из которых имеют статус «общественных организаций» или «религиозных объединений»? На сегодняшний день в Димитровграде осуществляют свою деятельность более десятка деструктивных тоталитарных сект: вышеназванная Радастея (ритмология), церковь саентология (дианетика, Нарконон), Свидетели Иеговы (общество сторожевой башни), ДЭИР, сатанисты, адвентисты седьмого дня, общество Рерихов (Агни-йога), последователи культа Анастасии (В.Мегре «Звенящие кедры России»), рэйки, школа Норбекова и др. А в близлежащих крупных городах – в Ульяновске, Тольятти, Самаре таких сект гораздо больше, и их территориальное расширение – лишь вопрос времени.
Неужели непременно нужен кровавый финал, чтобы и власти, и общественность всерьёз взялись за решение этой проблемы?
P.S. Буду очень благодарна, если на эту публикацию откликнутся те, чьи близкие попали в секты. Бесценен опыт и тех, кто сумел вырваться из цепких лап подобных объединений и смог реабилитироваться. Думаю, что только сообща мы сможем чего-то добиться.
Ольга Панченко