Смерть от «левого» алкоголя – явление в России нередкое. По официальным данным, за сентябрь-октябрь этого года отравились суррогатными жидкостями 5,5 тысячи человек, 227 умерли. Лидируют в этом списке Челябинская, Белгородская и Иркутская области. В нашем регионе дело с отравлениями пока обстоит несколько благополучнее.
БЕДА ПРИШЛА, ОТКУДА ОЖИДАЛИ
Только в последнее время (с периода приснопамятного «сухого» закона) «сверху» забили во все колокола. Не важно, кто и зачем разбудил этого «антиалкогольного Герцена», но проблема назрела давно. Обострилась она из-за засилья так называемых спиртосодержащих жидкостей, которые в больших емкостях продаются в хозяйственных магазинах. Дошло до того, что появилась жидкость для снятия лака для ногтей в пятилитровых бутылях. Мало того, что от этого товара акцизные средства в бюджет не поступают, главное, что люди это пьют и травятся. По некоторым данным, в Ульяновской области из-за отравления алкоголем за 8 месяцев этого года умерли 358 человек.
Недавно состоялось расширенное заседание комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Законодательного Собрания Ульяновской области по проблеме контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкоголя и спиртосодержащей продукции на территории региона. Собравшиеся пришли к выводу, что без серьезного комплексного вмешательства в ситуацию всех силовых и контролирующих структур, без внесения изменений в федеральное и областное законодательство положительных сдвигов в области контроля за оборотом алкоголя ожидать не стоит.
Как известно, с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон №102, который отменил все защитные мероприятия на региональном уровне по контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции. Кроме того, была отменена маркировка алкогольной продукции на региональном уровне каждой партии, поступающей со складов. Поэтому резко увеличился поток контрафактной продукции, суррогата и товаров двойного назначения, активизировалась торговля с рук. Поэтому областная власть осталась один на один с нелегальным алкоголем. Чтобы хоть как-то исправить положение, полгода назад была создана новая структура по контролю за оборотом спиртных напитков – государственная инспекция Ульяновской области по контролю за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Подобный орган существует лишь в Татарстане и в Брянске. Он периодически выявляет массу нарушений в сфере реализации алкогольной продукции. Действует в алкогольной инспекции и «горячая линия», по которой население может сообщать о фактах правонарушений: сведения будут направлены в правоохранительные органы. Правда, за три месяца работы инспекции поступило всего около 30 звонков. Известно, что сельские жители обычно по такому поводу не звонят или делают это анонимно – опасаются, хотя, как правило, на селе «точки» продажи «левого» спирта всем известны. К сожалению, возможности алкогольной инспекции не такие, как хотелось бы.
Инспекция также старается обеспечить благоприятные условия для местных производителей алкогольной продукции, так как они обеспечивают акцизный сбор в областной бюджет (более 500 млн. рублей в год), а в качестве местной водки уверенности все же побольше, чем привозной. Уже приостановлен поток некачественного спирта, поступающего из Северного Кавказа и Ставропольского края. Сегодня на прилавках региона – около 70 процентов местной водки.
С начала года также отменен так называемый институт аккредитации, то есть областная администрация, в лице департамента пищевой и перерабатывающей промышленности, зачастую не имеет сведений о тех юридических лицах, которые начинают работать на рынке алкоголя в регионе.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТРАВЯТСЯ?
Главная причина отравлений суррогатным алкоголем – низкие доходы населения. Самая дешевая бутылка «магазинной» водки – 70 рублей. «Паленая» – в два раза дешевле. Зачастую происходит так: приходит машина из Самарской области в какое-нибудь село нашего региона, и с нее продаются хлеб, молоко, а также водка. По 35 рублей за бутылку. Происхождение у нее, естественно, сомнительное.
Но самое страшное явление – спиртосодержащие жидкости якобы хозяйственного назначения, которые и являются главной причиной отравлений и смертельных случаев: одеколон, стеклоочистители и прочее.
Травятся люди, отоварившись в аптеках «перцовками» и «боярышниками», концентрация спирта в которых крайне высокая. Через аптечную сеть проходит колоссальное количество этих пузырьков. Есть еще «замечательная» жидкость «Наполеон» якобы для добавки в торты. Главная ее составляющая – спирт. По сути – тоже уклонение от уплаты акцизов и еще одна возможность отравиться.
В этом году алкогольная инспекция проверяла частных предпринимателей на предмет продажи таких спиртосодержащих жидкостей. Например, у одного частника было обнаружено средство против обледенения «Рояллюкс» в объеме 5 тонн, у другого – 25 тонн. Это ежемесячный объем, продаваемый в любое время года, причем продажи никем и нигде не контролировались. И это типичный случай.
Сегодня на территорию Ульяновской области ежемесячно ввозится и реализуется более 150 тысяч ликеро-водочных изделий. Из них половина – вина, половина – водка и незначительная часть – коньяк. По информации управления торговли аппарата администрации Ульяновской области, почти четверть алкогольной продукции в регионе на сегодняшний день является контрафактной или вообще суррогатной.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Участники заседания в Законодательном Собрании внесли предложения, которые призваны улучшить ситуацию. В частности, – запретить торговлю спиртосодержащими жидкостями в аптеках, киосках, магазинах, оптовых рынках, а также разработать перечень разрешенных спиртосодержащих жидкостей и регламентировать их продажу. Предложено также увеличить
количество проверок во всех розничных торговых точках и оптовых организациях, реализующих ликеро-водочные изделия и предметы бытовой химии, причем привлекать к этому Роспотребнадзор, алкогольную инспекцию, СЭС и УВД.
Особое внимание должно уделяться дежурству на постах ДПС, где, возможно, более активно будут проводиться проверки на легальность и соответствие нормам качества ввозимого из других регионов алкоголя. Одной из мер борьбы с алкогольными суррогатами может стать постепенная ликвидация ларьков, которые, как уверены в региональном правительстве, кроме торговли в них «левым» спиртом, еще и портят архитектурный облик города Ульяновска. Вместо киосков со временем должны появиться мини-маркеты, и эту задачу, возможно, будет решать мэрия Ульяновска.
Были и радикальные предложения, которые, впрочем, способна воплотить, и то при большом желании, только федеральная власть. Например, приравнять суррогатный алкоголь к наркотикам и бороться с этим явлением соответствующе. Или ввести государственную монополию на производство и продажу водки. Было бы хорошо: в этом случае появится гарантия качества, а колоссальные средства будут попадать в государственный бюджет.
Есть, конечно, нехорошее подозрение, что «неожиданная» борьба с нелегальным спиртом кому-то «наверху» выгодна – то ли политическим силам, то ли крупным производителям алкоголя. Но как бы то ни было, антиалкогольная кампания для России всегда полезна. Да и «сухой» закон 1985 года при всех его перегибах спас не одну человеческую жизнь.
Сергей Евсеев