Несмотря на то, что Госдума приняла решение о продлении срока выбора способа управления многоквартирными домами до 1 января 2008 года, это не убавило решительности в действиях ульяновской городской власти по проталкиванию на коммунальный рынок «своих» домоуправляющих компаний (ДУКов). Власть торопится. И, если 16 ноября исполняющий обязанности заместителя мэра Юрий Гаранин говорил о 25% определившихся со способом управления жителях областного центра, то спустя всего 10 дней комитет ЖКХ и энергетики сообщает уже о почти 36%. Процесс пошел…
Основных причин, по которым депутаты Госдумы приняли решение о продлении еще на год выборов способа управления – две. Первая – низкие информированность населения и понимание им сути процесса. Вторая причина – неготовность к этому процессу рынка коммунальных услуг: достаточного количества альтернативных МУПам, ДЕЗам и ЖЭКам управляющих жилыми домами фирм так и не появилось. Практически все эксперты единодушны в оценках процесса. Короче: если бы население и осознало необходимость выбора, выбирать (по большому счету) все равно не из кого…
К сожалению, осталось незамеченным мнение вице-спикера Госдумы Владимир Катренко, высказанное в день принятия Госдумой решения о продлении срока: «Такая ситуация может привести к тому, что гражданам будут навязаны управляющие компании, которые просто монополизируют этот рынок услуг и в корне задушат зарождающуюся конкурентную среду отрасли».
Ульяновцы – против
Истинная причина активности городской власти по созданию ДУКов и желание загнать в них 75% ульяновцев – неизвестна. То, что говорит нижегородец, исполняющий обязанности заммэра, и обещают превратившиеся в ДУКи муниципальные управляющие компании (УК), еще больше запутывают ситуацию. Альтруизм и забота о жителях отбрасываются сразу. Очевидно поэтому большинство ульяновцев – против блицкриговских действий властей и ДУКов (см. таблицу).
Трезвая мысль обычно помогает всем: и тем, кто создает новые коммунальные структуры, и тем, кого заставляют «выбирать» в качестве УК этих ветеранов коммуналки в новых одеждах. Но мнение Катренко осталось незамеченным, хотя высказанные в нем опасения подтверждаются ходом ульяновского реформирования.
Вместо «Рога и копыта» – «Копыта и рога»
Городская власть, создавшая вместо муниципальных УК новые, акционерные ДУКи, не особенно стремится к созданию нового механизма управления жилым фондом и финансирования коммуналки. Но ресурс свой власть включила на всю катушку: выданы доверенности на проведение собраний работникам районных администраций, откуда-то нашлись деньги на бумагу и печатание извещений и бюллетеней для голосования за ДУКи.
Все преимущества ДУКов, расписываемые реформаторами, по сравнению с частниками, полтора года пробивающимися через бездеятельность и даже противодействие властей, сводятся к одному: мол, ДУКи – это опытные люди, с ними – никакого риска, за ДУКами – муниципалитет, который никогда не бросит жителей… А частник, мол, неопытен, бесконтролен и заботится только о прибыли.
В рекламном тексте одного из ДУКов сказано, что «в случае с компаниями, чьи акции останутся у муниципалитета, абсолютно исключен риск, что в один прекрасный день они могут исчезнуть вместе с деньгами жильцов в неизвестном направлении». В подобные заявления верится с трудом, потому что исполняющий обязанности заммэра Юрий Гаранин на пресс-конференции 16 ноября заявил, что не исключает продажи акций ДУКов, потому что «все равно суть эксплуатации и управления жилым фондом лежит за частными организациями». То есть, на стадии создания новых акционерных управленцев жилфондом (и их навязывания горожанам) городская власть собирается все жестко контролировать. Однако впоследствии, когда механизм заработает, продажа – вполне реальный рыночный механизм. И в такой разноголосице почему-то не очень верится в искреннюю заботу о нашем жилфонде. Возможно еще и потому, что «диких» примеров рыночной продажи акций гораздо больше.
Еще одна цитата из рекламного текста ДУКа: «Чтобы ЖКХ приносило прибыль, в него нужно вкладывать немалые деньги несколько лет. А большинство частников идут в ЖКХ за быстрой прибылью. И, что показательно, стараются ухватить себе лакомые кусочки – новые дома». Совершенно не согласен с обвинением «большинства» частников в нежелании вкладывать деньги в коммуналку. Потому что могу привести гораздо больше примеров, когда частник вкладывает миллионы. Причем даже в ветхий фонд. Однако при этом знаю и о том, что муниципальные УК задолжали частникам. Тоже – миллионы. Но власть и ДУКи (преемники муниципальных УК) об этих долгах почему-то молчат…
Остап Бендер отдыхает!
Не распространяется городская власть и о том, что созданные муниципалами ДУКи – потенциальные банкроты. Потому что одна из причин, приведшая муниципальные УК к банкротству – разница в тарифах на энергоресурсы и размерами оплаты населением – до сих пор не устранена. Больше того, механизм решения этой проблемы пока еще не найден. Проблема с выпадающими доходами ударяет сегодня и по частнику (кстати, дискредитируя его), но она же – первая в очереди на удушение ДУКов. Так что, отчего так радостно хлопают в ладоши, перешедшие в ДУКи коммунальщики совершенно неясно. Ведь перспектива – туманна. Откуда же уверенность?
Кстати, о дискредитации и продаже акций. Напомню, что процесс в Ульяновске по созданию муниципалами новых коммунальных организаций (акционерных) один к одному копирует нижегородский вариант. С той лишь разницей, что в Нижнем Новгороде процесс начался летом этого года, и городская власть сумела «загнать» в ДУКи почти 66% нижегородцев. Отношение ульяновского мэра Сергея Ермакова к новым структурам управления коммуналкой неизвестно (но, думается, что все происходит именно по согласованию с ним). Однако известно мнение экспертов о мэре Нижнего Новгорода Вадиме Булавинове: «Вадим Булавинов фактически лоббирует интересы монополистов на рынке ЖКХ, заранее дискредитируя других инвесторов. Кстати, сообщается, что администрация Нижнего Новгорода будет контролировать созданные компании лишь первое время, а через несколько лет намерена продать все акции созданных в городе муниципальных управляющих компаний частным инвесторам».
Схожесть ульяновских и нижегородских процессов (тем более, что создание ДУКов проходит под контролем нижегородца Гаранина) вызывает еще большее недоверие.
И еще: обвинители частника в стремлении «хапнуть» почему-то ничего не говорят о его умении зарабатывать, экономить и вкладывать заработанное и сэкономленное в обслуживаемый частником жилой фонд. Частник может управлять затратами, что он уже продемонстрировал. Но о подобных способностях ДУКов ничего не известно. А как муниципальные УК расходовали собранные с населения и бюджетные средства – известно. И даже очень хорошо…
Дайте контроль!
Один из козырей противников частника – невозможность его (частника) контролировать. И власть, и директора новых ДУКов (бывшие директора муниципальных УК) буквально заходятся в крике: мы не можем контролировать частника. Кстати, об этом же недавно заявил и мэр Нижнего Новгорода: «Если по муниципальным ДУКам администрация города несет определенную ответственность, то в случае с «частником» у мэрии никаких рычагов воздействия нет».
Плач по поводу отсутствия контроля, направлен, скорее, на доверчивого ульяновца, которого местной власти нужно просто загнать в ДУК. Ведь контролировать нужно всех частников. В том числе тех, чьи интересы городская власть лоббировала на протяжении полутора лет, давая им фору в процессе передачи домов в управление. Иначе как объяснить тот факт, что некоторые частные УК получили 3-4 дома в управление, а другие – больше 100 (причем, не самого старого жилфонда)? В общем, было бы желание.
Но, тот, кто лоббирует, тот кудахчет о невозможности контроля. А тот, кто действительно работает – создает систему взаимодействия. Как например, это делается в Новосибирске. Там в конце ноября исполнительная и законодательная власть вместе с коммунальщиками создали рабочую группу, чтобы до конца года отработать механизм взаимодействия с УК. Для этого решено создать единую систему документооборота, разработать механизм финансирования капитального ремонта и решить вопрос о передаче производственных помещений в аренду УК. И еще, для оперативности решения проблем, создать ассоциацию УК…
Постскриптум
В общем, в заявления власти и руководителей ДУКов о готовности конкурировать с частником, верится с трудом. Больше того, конкуренция среди частников оказалась более невинной, чем конкуренция муниципалов с частником. ДУКи в погоне за голосами горожан пустились во все тяжкие. Сроки для голосования в бюллетенях обозначены просто стремительные – от 3 до 10 дней. Иногда за подпись в бюллетене предлагают деньги…
Некоторые ульяновцы, сраженные таким напором, уже поговаривают о митингах протеста, другие готовятся писать заявления в прокуратуру. Тем не менее, за последние несколько недель ДУКи сумели заполучить в управление около 10% жилфонда города.
Справедливости ради отмечу, что некоторые ДУКи не только слепо исполняют команды власти. Так, например, домоуправляющая компания Засвияжского района №2 в бюллетень для голосования по выбору УК вписала не только саму себя, но и частную УК «Аметист», обслуживающую дом в качестве подрядчика. Но это – единичный, частный случай…
Ваше мнение о решении муниципалитета завершить до конца года выборы способа управления многоквартирными домами (по данным опроса ООО «Криптон-С» от 23 ноября 2006 года)
Правильное решение. Надо сделать все быстро. 1%
Неверное решение. В таком деле нельзя спешить. Горожане должны все обдумать и выбрать для себя лучшие управляющие компании. 64%
Нам все равно. Это проблема городской власти, а не жителей домов. 4%
Бесполезно выбирать. Все равно городские чиновники сделают так, как выгодно только им. 25%
Другое, затруднились ответить. 6%
“Дыхание земли”