Как получить компенсацию за некачественный товар?

С этого номера мы начинаем новую рубрику, где с помощью юриста Александра Черепанова постараемся разобраться в непростых отношениях между продавцами и покупателями, которых частенько пытаются обвести вокруг пальца.

Сегодня мы рассмотрим достаточно распространенный случай покупки товара, который через некоторое время по независящим от вас лично причинам вдруг отказывается выполнять свои функции. При этом, срок гарантийной работы еще не иссяк. Например, мобильный телефон. Рассмотрим это на конкретном случае, о котором нам рассказал Александр Черепанов. Он вел это дело и на его примере объяснит, как надо поступать в данной ситуации.

– Ко мне обратилась женщина, которая рассказала о том, что в одном из салонов купила телефон за 4700 рублей, с гарантией на год. Но уже через полгода аппарат начал барахлить (самопроизвольно отключаться, зависать и т.д.). Женщина пришла в салон и устно попыталась договориться о возврате денег. Но ей предложили лишь вариант обмена телефона на точно такую же модель или на другую модель, но с доплатой. Женщина же, не удовлетворенная работой данного салона и данной модели телефона, хотела купить новый мобильник в другом месте. Но ей навстречу так и не пошли.

Что надо делать в этом случае? Необходимо грамотно написать претензию, где, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», описать то, что произошло с тем товаром, который вы купили. Когда купили, где, сколько он проработал, какие неполадки с ним произошли. При этом необходимо обязательно написать, что вы, пользуясь данным товаром, соблюдали правила эксплуатации. Также, конечно, нужно, чтобы у вас на руках был кассовый чек, товарный чек и гарантийный талон. Если вы не можете сами составить претензию, можно обратиться к юристу. Это, конечно, стоит денег, но, во-первых, это не такие большие суммы, во-вторых, эти затраты можно потом компенсировать через суд (если до этого дойдет дело) с фирмы-продавца. В Доме быта по адресу Гончарова, 23 на третьем этаже есть общественная организация «Правозащитный центр», где вам могут дать консультацию.

В данном случае с женщиной я составил ей претензию. Она ее отнесла в салон. Ее приняли. Как и телефон, который взяли на техническую экспертизу. Тут есть один очень важный момент. Чтобы вас не обманули эксперты, в той же претензии опишите сдаваемый вами товар, в меру своих знаний. Например: телефон, без царапин, воды в нем не было, все кнопки нажимаются и т.д. Также можно приписать, что вы лично хотите присутствовать при процессе экспертизы.

Далее. Приняв претензию, фирма-продавец должна дать ответ в течение 10 дней. С 11 дня начинается отсчет просрочки. Это 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки вашего требования, т.е. пени. В случае с женщиной просрочка затянулась на полгода, так как оказалось, что ее телефон… потеряли. Искали, тянули время, но, в конце концов, им же это и вышло боком. За полгода накопилась сумма просрочки в размере более 5000 рублей. Чтобы вернуть эту сумму, а также стоимость телефона мы написали иск в суд. Кстати, помните, что телефон является товаром долгосрочного пользования и на то время, пока проходит экспертиза, вам обязаны на временное пользование выдать точно такой же аппарат, бесплатно. Аналогичное правило (по закону!) действует и по отношению к любым другим товарам долгосрочного пользования.

Что, если у вас не приняли претензию? Возьмите с собой двух-трех свидетелей, которые смогли бы потом в суде подтвердить отказ продавца. Как показывает практика, продавцы, увидев, насколько профессионально им предлагают претензии, в 70 процентах случаев стараются отдать деньги. Ну, а если дело все-таки доходит до суда, то в иске прописывается следующие требования (они могут быть разные): о расторжении договора купли-продажи, требование безвозмездно устранить поломку, заменить на такую же модель, возврате суммы товара (в случае с женщиной это 4700 руб.), выплате денег за моральный ущерб (мы указали 2000 руб., а выплатили 500 руб. – занижение «моральных» сумм до приемлемых происходит по статье № 333 Гражданского Кодекса РФ, это обычная практика), выплате пени (вместо 5000 рублей суд женщине выплатил 500 рублей, ориентируясь той же статьи № 333). Плюс сюда можно вписать требование взыскать с фирмы-продавца штрафа в пользу государства, которая берется в размере 50 процентов от общей суммы выплат пострадавшему. То есть, в данном случае получилось так, что салон потратил в два раза больше средств, чем, если бы просто отдал деньги за бракованный телефон. Вместо 4700 рублей, они заплатили почти в два раза больше – более 8 тысяч рублей. Наглядный пример наказания недобросовестных продавцов.

Дорогие читатели, если у вас возникли другие вопросы, связанные с нарушением в торговле, обращайтесь к нам, мы с помощью нашего нового консультанта постараемся ясно и грамотно объяснить, как поступить в вашем случае. Звоните по тел. 79-43-90.

Дмитрий Чуров