Воспитанники сразу трех детских домов Ульяновской области участвуют в благотворительной программе «Музей. Музыка. Дети», которая в этом году осуществляется по инициативе Федерального агентства по культуре и кинематографии в 16-ти регионах России.

Проект подошел к последнему, третьему этапу: мальчики и девочки пишут сочинения о своих впечатлениях о небычном празднике в областном Художественном музее.

У благотворительной программы есть «законные родители» – Союз музеев России и Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Директор этого центра – доктор педагогических наук, лауреат Государственной премии Борис Столяров.

– Борис Андреевич, что из себя представляет ваш Центр?

Он – уникальный, единственный в мире. Существует уже 16 лет, сотрудники – искусствоведы, педагоги, художники, музыканты, театроведы… Мы создаем программы и методики, востребованные во всем мире. Активно сотрудничаем с Лувром, Лондонской Национальной Галереей, другими крупными сокровищницами Европы.

– В чем основное достоинство таких программ?

– В современной методике. Она синтезирует весь комплекс искусств и возрастную педагогику. У нас есть возможности развивать ребенка от трех лет и до совершеннолетия, не упуская ни один компонент эстетического воздействия. Используем даже арт-терапию.

– В обычном понимании это школы искусств, студии, кружки?

– Да, наши творческие лаборатории совмещают теорию и практику. Помогаем развиваться каждому, «извлекая» из ребенка весь его творческий потенциал. При этом и сами сотрудники приобретают богатый опыт, делают настоящие научные открытия.

– Благодаря чему из обычных детей у вас получаются вундеркинды?

– Просто мы даем ребятам самое лучшее: для них открыты музеи, они слушают великих, не побоюсь этого слова, музыкантов, с ними занимаются великолепные педагоги. Получая такую базу, ребенок совершенно иначе выстраивает свою картину мира. А это, согласитесь, дорогого стоит. Ведь музыка и живопись обращены именно к душе человека.

– Вы не только создали проект «Музей. Музыка. Дети», но и сами его осуществляете…

– Такое возможно, если собрать коллектив единомышленников. Вы не поверите, но музыканты «перекраивают» графики выступлений в лучших концертных залах Европы, откладывают гастроли в Японию, но едут со мной в Калугу, Тулу, Вологду, Кострому, Ульяновск…

– От выступления музыкантов ребята получили буквально «культурный шок»!

– Потому что все настоящее! Сандра Шиндэр, например, первая скрипка симфонического оркестра «Эрмитаж», окончила две консерватории, дает мастер-классы в Кембридже, лауреат Международных конкурсов… И охотно выступает в нашем струнном квартете. Скрипку сделал итальянский мастер Карло Танони в 1714 году! Раритетный альт и у Дмитрия Якубовского, редкая виолончель у Андрея Королькова… И музыканты с удовольствием демонстрируют особенность «голоса» своего музыкального инструмента.

– Борис Андреевич, какие у вас впечатления от проекта?

– Я в хорошем смысле ощутил огромный пласт культуры в регионах. В Ульяновском Художественном музее, например, подготовили выставку «Живописная симфония», в других – театрализованные представления, в третьих – «оживляли» картины. И все сделано с огромным вдохновением и энтузиазмом.

– Чем еще можете похвастаться как директор Центра?

– Коллекцией уникальных детских работ. В нашем драгоценном собрании более четырех тысяч произведений ребят. В основе коллекции рисунок Анны Бенуа, дочери знаменитого художника, датированный 1906 годом. Не так давно мы экспонировали выставку «XX век глазами детей» в Англию, Соединенные Штаты и другие страны, отобрав для нее более 350 работ. Успех был колоссальный. Ничего подобного в мире не существует.