Очередная посетительница, которая пришла ко мне на прием, в свои пятьдесят лет выглядела намного старше. Чувствовалось, что у нее большое горе. Она мне поведала о том, что почти четверть века прожила с Николаем душа в душу, как с мужем, что он умер, а нотариус открывать наследственное дело на ее имя отказалась. Наследственное дело открыто на сына Николая от первого брака.

По словам женщины, Николай ее много раз звал в ЗАГС узаконить свои отношения, но она ссылалась на то, что для нее превыше всего венчание в церкви, а штамп в паспорте не обязателен. Посетительница рассказывала и о том, что они вместе с мужем приобретали гараж и автомашину, благоустраивали дачу, но все это имущество оформлялось на мужа.

Женщина вместе со мной стала знакомиться с нормами права, регулирующими семейные отношения, а также с законами о праве собственности. Она убедилась, что браком, согласно Семейному кодексу, признается союз мужчины и женщины, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то есть оформленный юридически. Из этого следует, что состояние граждан в фактических брачных отношениях или заключение ими брака по религиозным обрядам является личным делом каждого гражданина, но не влечет никаких правовых последствий законного брака. Фактические брачные отношения, или, как принято говорить, гражданский брак, не порождают правовых последствий независимо от того, сколько бы времени они ни продолжались.

Они не создают совместной собственности на имущество.

Успокаивая свою посетительницу, я разъяснил ей право обращения в суд с иском на признание ее доли в общей собственности, которую она создавала вместе с Николаем. При этом она должна доказать путем представления документов и показаний свидетелей, что действительно вместе со своим гражданским мужем, как в народе говорят – сожителем, принимала участие в приобретении какого-то имущества.

Все должны помнить и знать, что супруга – понятие юридическое со всеми вытекающими последствиями.

Дмитрий ЕЛФИМОВ, адвокат.