В преддверии празднования Дня работника органов безопасности РФ главный чекист нашего региона начальник Управления ФСБ по Ульяновской области генерал-майор Александр Кубасов приоткрыл завесу засекреченности этой службы. В эксклюзивном интервью «НГ»
— Люди должны быть в любом деле профессионалами. Порядочными и честными. А прежде всего должны быть честными по отношению к себе и близким. Если человек осознает свои ошибки, признается в них, ищет пути их решения, то это честь. А если начинает «выкручиваться», то… Тем более, когда люди начинают искать в работе, в государственных делах выгоду лично для себя. Я считаю, что так быть не должно. Так же считаю, что когда ты за себя отвечаешь — это одно, а когда за тобой стоит большой коллектив со своими проблемами — совсем другое. Самое главное, чтобы большие руководители, когда они уходят «наверх», не забывали, что сами когда-то были там, «внизу». Хотелось, чтоб почаще «большие» люди сопоставляли — а легко ли это делать или нет…
— Какой у вас в жизни девиз?
— Скорее принцип: «Не делай как я сказал, а делай как я». Потому что делать, как я сказал — легче!
— Вот уже почти три года, как вы заступили на должность начальника управления ФСБ по Ульяновской области. Каково было первое впечатление об Ульяновске и регионе в целом? Изменилось ли оно за это время?
— Сразу уточню. Три года будет только в сентябре 2007-го. А за десять месяцев можно много еще сделать!
Когда я только приехал в Ульяновск, ситуация в регионе и городе была одна. А видением свежего человека некоторые проблемы воспринимались по-другому… Сейчас многое изменилось. В лучшую сторону. Если честно, первые мои впечатления оказались немного пасмурные — необихоженные улицы, серые здания… Но сейчас Ульяновск преобразился. У города есть свое лицо, что очень радует. Сохранилась в отличие от многих других городов (где просто снесли старые дома, застроив модными по дизайну зданиями) историческая часть. А какая Волга?! Обелиск?! Кстати, за последние два года ко мне приезжали друзья из Калининграда, где работал до назначения в Ульяновск, и не могли насмотреться на нашу красоту. «Вот это, говорят, и Волга! Широка река-матушка!». Да уж, действительно, ведь наше водохранилище — как вся Калининградская область! Если же брать в целом, то жизнь в регионе и городе действительно изменилась. И за последних два года заметны определенные сдвиги, есть на что взглянуть. Будем так держать дальше, то общими усилиями мы еще больше продвинемся в лучшую сторону. Может, сейчас не так активно и хорошо дороги в области делаются, много и других проблем. Но, тем не менее мы провели Малые Олимпийские игры, привели в порядок стадионы, спортивные площадки. И если вот так, потихоньку делать все социально значимые объекты, то город расцветет.
Что касается криминогенной обстановки в регионе, то я бы не сказал, что она у нас резко отличается по сравнению с ПФО. Она на среднем уровне. Другой вопрос, что, к сожалению, рабочие места в области создаются не очень активно. И даже сокращаются, что накладывает свой отпечаток. Ведь людям надо на что-то жить, одеваться, кушать… Да, здесь есть проблемы. Но это проблемы не только правоохранительных органов, а всей области и города…
— Увы, Ульяновск — один из немногих городов, где еще сохранились подростковые преступные группировки…
— Мы отстаем в развитии от других регионов РФ примерно на пять лет. То, что они пережили, чем «переболели», у нас только в «разгаре». Очень часто на совещаниях, где обсуждаются проблемы подростковой преступности, я слышу много претензий к УВД. Но искоренение этого зла зависит от трудоустройства молодежи, от занятости подростков. Обратим мы внимание на детей, создадим для них спортивные секции, кружки — все изменится. И задаться этим вопросом надо всем нам. Вместе. Поскольку спорт должен быть доступным. А что взять сейчас?! Хочешь в хорошую секцию — плати деньги, да еще купи все необходимое для занятия спортом за кругленькие суммы. Как быть тем семьям, где на хлеб-то денег не хватает? Вот здесь и нужна реальная помощь. И помощь эта должна, думаю, исходить от муниципальной власти. Деньги необходимо выделять на развитие детского спорта. Но на деле, увы, все иначе. Создаются какие-то спортивные фонды, куда эти деньги перечисляют. Деньги исчезают, начинаются проблемы, а до тех, кому они предназначены — детей, — просто не доходят. И никто при этом ничего не знает….
Вторая причина подростковой преступности — отсутствие воспитания в семье. Ведь в первую очередь за ребенка должны отвечать именно родители. Семья, которая, как раньше говорилось, — ячейка общества. Необходимо вернуться к этому! Мы много говорим и мало делаем. Вот если бы каждый, начиная от родителя и заканчивая руководителем, на своем месте выполнял свои обязанности, то половина проблем просто бы отпала. Люди почему-то ждут, когда за них кто-то что-то сделает. А кто за нас будет воспитывать наших детей?! Кто за нас о них подумает? Уж если они не нужны дома, то почему нужны кому-то еще…
— Каковы результаты работы Управления за 2006 год?
— Одной из основных задач, стоящих перед Управлением ФСБ России по Ульяновской области по линии противодействия терроризму, является организация оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение террористической и экстремистской деятельности, и прежде всего ее профилактика.
Мы все были свидетелями принятия в марте этого года Федерального закона «О противодействии терроризму». В нем установлены основные принципы, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним. В соответствии с законом во всех субъектах РФ созданы оперативные штабы (ОШ) по управлению контртеррористическими операциями. Для организации деятельности оперативного штаба в Управлении ФСБ России по Ульяновской области образован постоянно действующий орган — аппарат оперативного штаба.
Главный итог нашей работы по линии противодействия терроризму — это не-допущение актов терроризма. Здесь можно отметить факт задержания жителя Чечни Эльшиева. К нам поступила информация в отношении группы чеченцев, организовавших канал поставки огнестрельного оружия в регионы России с территории Северного Кавказа. 11марта 2006 года силами УФСБ была задержана и досмотрена автомашина под управлением Эльшиева. В тайниках были обнаружены и изъяты восемь пистолетов Макарова, пистолет ПСМ, четыре приспособления для бесшумной стрельбы к ним, боеприпасы. УВД Ульяновской области возбуждено уголовное дело по ст. 222 ч. 1 УК РФ. В ходе предварительного следствия удалось установить, что Эльшиев не менее пяти раз привозил и реализовывал оружие в Ульяновске и других регионах РФ. По нашей информации, у его знакомого в Ульяновске Ражапова были изъяты ранее привезенные объектом АК, два ПМ и патроны. Не так давно Эльшиев был приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима, а Ражапов к 2 с половиной годам лишения свободы условно. Также в октябре этого года Управлением был установлен Амжаев Муххамед 1961 г.р. Он проходил в качестве подозреваемого по уголовному делу, возбужденному в июне 2006 года прокуратурой Шалинского района ЧР по факту убийства 29.11.05 г. в с. Автуры Шалинского района ЧР главы администрации этого села Умпашаева И.Ш. и его сына. Амжаев был объявлен в розыск. Согласно полученной ориентировке из УФСБ России по ЧР, Управлением были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в результате местонахождение Амжаева в Ульяновске было установлено. 17 октября во взаимодействии с УБОП КМ при УВД Ульяновской области Амжаева задержали для последующего его этапирования к месту проведения следствия. Это дело мы не афишировали. Но сотрудников поощрили. Как говорится, в наших рядах страна знает своих героев! И вообще я не сторонник подобного афиширования. Мы должны работать своими специфическими методами, чтобы не мешать ни государству, ни людям.
— На территории нашего региона находится немало стратегических объектов. Какая работа ведется в этом направлении?
— В 2006 году УФСБ и аппаратом оперативного штаба были проведены оперативные эксперименты на 10 стратегических объектах региона (ФГУ «ГНЦ РФ НИИАР», ФГУ «Ульяновская дамба», в двух аэропортах Ульяновска, трех арсеналах МО РФ и др.), 11 — в местах массового скопления людей. Также проведены три учения с задействованием сил и средств федеральных органов исполнительной власти в субъекте Федерации, УВД, ГУ МЧС, ВВ МВД (во ФГУП «ГНЦ РФ «НИИ атомных реакторов»; на станции «Ульяновск-Центральный», в ЗАО «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный» — в рамках внезапной проверки). Проверялось реальное состояние дел на этих объектах. Я не берусь ставить оценки, но в данном случае поставленная задача была выполнена. И мы получили положительный результат.
— Кстати. Насчет НИИАРа. Это один из самых секретных объектов в нашем регионе. Говорят, что через эту особо охраняемую территорию люди умудряются проходить напрямик из Мулловки на ДААЗ…
— Здесь я не буду отвечать за те службы, которые ответственны за безопасность. Да, есть определенные недостатки. Но это единичные случаи. В настоящее время совместно с руководством института и батальоном внутренних войск проведены встречи и учения.
И приняты меры по устра-нению причин подоб- ных случаев. Немало для безопасности и защищенности НИИАРа сделал наш Димитровградский отдел. Результаты его работы за последний год очень хорошие. Так, 28 сентября отделом УФСБ РФ в г.Димитровграде был проведен эксперимент по проверке технических средств защиты и пропускного режима ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР» на предмет несанкционированного перемещения ядерного материала через внешний периметр охраняемой территории института. Проведенный эксперимент подтвердил, что организация охраны на автотранспортном КПП и технические возможности используемого на нем оборудования обеспечивают защиту от несанкционированного провоза через него ядерных материалов.
— Законодательство часто меняется. Изменилось ли что-то в понятии «государственная тайна»? То есть вчера какие-то сведения были тайной, а сегодня — звучат с трибун конференций, публикуются в прессе.
— По линии борьбы с разглашением государственной тайны следственным отделом УФСБ было возбуждено и расследовано уголовное дело по факту неправомерной передачи сведений, составляющих государственную тайну (ч.1 ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны»). Подробности этого уголовного дела были освещены на страницах вашей газеты. Всего за прошедший год было проведено 76 специальных экспертиз по допуску к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, 17 контрольных проверок режима секретности. Выдано 87 лицензий, в том числе 72 лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
Здесь мы идем по такому пути — если есть какие-то нарушения, то не значит, что надо обязательно привлекать людей именно к уголовной ответственности. На определенном этапе можно поговорить, привлечь лишь к административной ответственности.
Так, по результатам проверки (ст. 283-284 УК РФ) УФСБ возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.13.13 и ч. 3 ст.12.13 КоАП РФ с привлечением предприятий и их руководителей к административной ответственности. Руководителям девяти организаций были направлены Представления об устранении угроз безопасности. Все они устраняют выявленные нарушения и нам докладывают. К этим нарушениям в основном привело незнание законов (неправильно оформлены лицензии, допуски просрочены и т.п.). Все, кого мы привлекли к административной ответственности, полностью согласились и признали свою вину.
— А что с экономической безопасностью?
— Работаем… И работы хватает. В середине июля этого года вступил в законную силу приговор Цильнинского районного суда Ульяновской области по уголовному делу, возбужденному Следственным управлением при УВД по материалам нашего Управления. В результате оперативно-розыскной деятельности УФСБ была получена информация о том, что преступная группа длительное время занимается хищением нефти из трубопровода ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба». В состав преступной группы входили в основном жители Самарской и Ульяновской областей, которые организовали незаконную врезку в магистральный нефтепровод «Холмогоры-Клин» на участке 2 256 километров в районе села Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области. Всего в период с 23 по 26 августа 2005 года участниками организованной группы было похищено более 80 тонн сырой нефти, причинен ущерб государству на сумму более 600 тысяч рублей. Противоправные действия членов группировки привели к значительному разливу нефти, существовала реальная угроза нанесения ущерба экологической безопасности региона. В момент откачки нефти члены преступной группы были задержаны на месте преступления нашими сотрудниками. Суд назначил им наказание в виде лишения свободы на сроки от пяти до семь с половиной лет.
— Продолжается ли реабилитация лиц, подвергшихся сталинским репрессиям или политическим во времена Брежнева?
— Это работа идет с 1989 года. Сейчас рассмотрено 7 933 уголовных дела, по которым реабилитировано
22 тысячи 582 человека. Представляете, какая большая цифра! В этом направлении работает специальное подразделение — отдел регистрации архивных фондов под руководством одного из заместителей. Они рассматривают дела. Действия жестко регламентированы, и никаких нарушений с нашей стороны не должно быть. Сейчас работа практически уже завершена.
На наш архив приходит много запросов. Например, по линии патриархии (православных служителей расстреливали тоже много). Также запрашиваются всевозможные исторические документы. А в этом году вышел документальный фильм про аварию с теплоходом «Александр Суворов». С момента трагедии прошло 20 лет. Многие материалы для этого фильма режиссеры брали у нас в архиве.
— То есть скоро все эти архивы откроются для общественности?
— Не совсем. Пока они еще закрыты. У нас создана специальная комиссия, которая занимается рассекречиванием архивов. Проходит определенный срок, и мы их раскрываем.
— Помогали ли вам интуиция в работе в раскрытии дел?
— А что такое интуиция?! Она складывается в голове на основании полученного опыта, знаний, информации. Подсознательно человек может что-то почувствовать, но это только на основании ранее полученного опыта. Трудно сказать, были ли такие случаи в моей жизни, когда помогала интуиция. А хотя… Тогда я служил в Афганистане — в 1986 году (там я пробыл два года и два дня). Нужно было проверить блокпост. Меня попросили выехать, но почему-то, словно что-то почувствовав, я начал отговаривать от поездки. Мол, не стоит сегодня… Но не послушали. Поехали. И подорвались.
— В вашей жизни был такой человек или есть, на которого вы бы хотели равняться?
— Как и у любого, на моем пути много разных людей проходило. Всяких. И у каждого были свои недостатки. Иное дело — у одного их больше, у другого — меньше. Здесь главное то, может ли он с ними бороться или нет. Я считаю, что идеальных, как таковых, людей не бывает. Но есть много таких людей, которые мне в жизни что-то подсказывали, помогали в становлении, на определенном этапе каждый что-то привнес. Один из таких — генерал-лейтенант герой России Григорий Константинович Каперский (кстати, он окончил Ульяновское танковое училище). Мы с ним работали, начиная с Афганистана, потом были в Абхазии…
— О выборе своей профессии не жалеете?
— А чего жалеть? Я сознательно выбирал дорогу военного. После школы окончил Рязанское десантное училище, потом военной разведке учился, был определен в военную контрразведку. Затем работал заместителем начальника УФСБ в Калининграде. Словом, поездил по стране, посмотрел. На юге служил, на севере. Везде жизнь своя, есть и хорошие люди, и плохие. Но хороших гораздо больше.
Анна РАЧИНСКАЯ
“НГ”