С интересным явлением столкнулись мы после открытия в Ульяновске торгового центра «METRO»: за практически любым упоминанием в газете этого учреждения следует возмущенный звонок в редакцию из Москвы, где расположен центральный российский офис компании. Некая дама пытается выяснить, почему то-то и то-то мы написали так-то и так-то, в таком-то тоне и прочее.

Последний звонок такого рода поступил в «СК» в четверг, в день выхода номера с заметкой об особенностях работы сети «METRO», в которых, увы, до сих пор не могут разобраться многие люди даже с бухгалтерским образованием. Что такое клиент «METRO», какие последствия вытекают из его статуса для него и его фирмы? В частности, по налогообложению. Грозят ли чем для фирмы походы в «METRO» ее сотрудников за покупками для личных нужд? И это не все вопросы, возникающие не только в Ульяновске, но и в других городах, где есть торговые центры компании.

На четверговую заметку дама потребовала публикации опровержения.

Вопрос, что именно предполагается опровергнуть, если о самом «METRO» в заметке нет ни одного плохого слова, речь только о проблемах, могущих возникнуть (не по вине «METRO», что специально подчеркивается) у клиентов компании, дама оставила без ответа. Не забыв, впрочем, пригрозить, что компания может подать на газету в суд.

Это попахивало уже откровенным шантажом, имеющим целью заткнуть рот средству массовой информации. Мы предупредили даму, что при сохранении подобного стиля общения с нами напишем заявление в прокуратуру. Возможно, ктото не в курсе, но давление, психологическое или какое-то еще, – это форма воспрепятствования работе СМИ и журналистов, подпадающая, между прочим, под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ.

Но я о другом аспекте данной истории. «METRO» – компания немецкая, то есть представляет у нас Европу, прекрасную часть света, с давней демократией и незыблемым принципом свободы слова. Не хотелось бы думать, что этому принципу позволено действовать только в самой Европе и нежелательно – в России. Получается, что нельзя нам обсуждать проблемы даже своих фирм, соприкасающихся с «METRO», предупреждать их о чем-то, что поможет их сотрудникам и руководству лучше сориентироваться в происходящем. Если в Германии вот так на нас и смотрят, мне лично стыдно за эту страну. Хотя Германия-то, может быть, и ни при чем не исключено, что диковатую манеру общения с нашими СМИ привнесли в «METRO» не немцы, а менеджмент, набираемый компанией уже из российского контингента, определенную часть которого периодически заносит, видимо, на принцип «пальцы веером». В таком случае эти люди незаслуженно позорят Германию.