Сорок шесть лет назад в конце декабря в Ульяновске произошла страшная трагедия. В четырех километрах от аэропорта «Ульяновск-Центральный» при заходе на посадку разбился самолет «Ил-18». Все, кто находился на борту, погибли. Позже выяснилось, что ценой жизни ульяновских летчиков была исправлена техническая ошибка самолета, а соответственно были предотвращены другие авиакатастрофы и жертвы

Вошел в пике

Это произошло 26 декабря 1960 года. За несколько месяцев до трагедии ШВЛП получила новенький «Ил-18», самый современный самолет того времени. В тот злополучный день он вылетел в свой последний рейс. На борту кроме членов экипажа находились слушатели школы высшей летной подготовки.

…Шел самый обычный учебный полет по маршруту «Ульяновск — Куйбышев — Ульяновск». До Куйбышева долетели без ЧП. Небольшая стоянка, заправка, и самолет взял курс на родной город. Погода благоприятная, одним словом, ничего не предвещало трагедии. Уже показались огни родного города. Самолет сделал круг и примерно в 20 часов командир «Ил-18» запросил у диспетчеров местного аэродрома «добро» на посадку. Диспетчер визуально наблюдал самолет, поэтому без всяких заминок разрешил посадку. Все произошло мгновенно. Самолет начал снижаться. Вдруг «Ил-18» словно нырнул вниз, вошел в пике и устремился к земле. Диспетчер закричал в наушники: «Прекратите снижение!». Но летчики не смогли справиться с техникой.

Все, кто находился в аэропорту, видели ту страшную картину. «Ил-18» на большой скорости (где-то 250 км в час) ударился об землю. Раздался страшный взрыв, от которого развалилась оставшаяся часть самолета. Затем начался пожар. К месту трагедии сразу же были стянуты машины «скорой помощи», пожарные, милиция и службы аэропорта. Все, что они увидели на месте, — огонь и груды искореженного металла вперемешку с обгорелыми телами людей. Экипаж и слушатели ШВЛП погибли. Это случилось в четырех километрах от аэропорта.

Руль-убийца

Расследованием причин авиакатастрофы занималось тогдашнее Министерство гражданской авиации СССР. Была поставлена задача, во что бы то ни стало установить причину трагедии. Дело в том, что это была уже третья катастрофа с самолетами данного типа. И все три произошли в течение одного года. На время расследования все полеты на «Ил-18» были прекращены. В комиссию по расследованию причин аварии «Ил-18» вошли также представители Ульяновской ШВЛП. Примерно два месяца шло расследование. Найденные на месте катастрофы черные ящики, несмотря на сильный удар об землю, сохранились. Они-то и помогли установить всю картину трагедии. Как установлено, экипаж не виноват. Причиной, по которой «Ил-18» вошел в пике, стало конструктивное несовершенство руля высоты. Именно это не позволило летчикам вывести самолет из пике. Повлияла и большая загрузка самолета. Во время посадки были выпущены закрылки лайнера, что тоже сказалось на пикирующий момент. «Помог» и усиливающийся ветер со стороны Волги. Все, что ни делали в тот момент командир корабля и второй пилот, желаемого результата не дало. Пилоты не смогли исправить положение пикирующего самолета. После установления причин катастрофы на всех «Ил-18» изменили конструкцию руля высоты и угол отклонения закрылок. И больше никогда рулевое управление не было причиной трагедий этих самолетов.

Прощание

Похоронили всех членов экипажа на Ульяновском городском кладбище (ныне старое) перед новогодними праздниками. Почти весь город пришел тем декабрьским морозным днем проводить в последний путь ульяновских пилотов. Все затраты на проведение панихиды взяла на себя ШВЛП. Экипаж был погребен в братской могиле. Позже каждому летчику установили обелиск. А всех слушателей, кто находился на борту злополучного рейса, в цинковых гробах отправили на родину. Кстати, командиром разбившегося «Ил-18» был пилот первого класса Иван Моткин. Его сын пошел по стопам отца, также работал в ШВЛП, летал на более современной технике — «Ил-76». Но по страшной иронии судьбы, как и отец, разбился. Это случилось в 1988 году. Ульяновский «Ил-76» спешил на помощь людям, пострадавшим от землетрясения в Армении. При заходе на посадку грузовой самолет ударился об гору. Но это уже другая история…

Арсений КОРОЛЕВ