УЛЬЯНОВСК В РАСТЕРЯННОСТИ. С ПЕРВОГО ЯНВАРЯ ВСТУПИЛИ В СИЛУ НОВЫЕ НОРМЫ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПЛАТЫ ЗА ЖИЛЬЕ. И ТУТ ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО ГОРОД ПОКА НЕ ЗНАЕТ, КАК ЖИТЬ ПО-НОВОМУ. ВПРОЧЕМ,КАК, ВЕРОЯТНО, И МНОГИЕ ДРУГИЕ ГОРОДА РОССИИ.
Согласно требованиям Жилищного кодекса и майскому постановлению правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», именуемому чиновниками таинственно «триста седьмым», теперь уровень платежей за коммунальные услуги и содержание жилья должны рассчитывать управляющие компании или товарищества собственников жилья. Итоги этих вычислений они обязаны затем согласовать с собственниками жилья на общих собраниях. Как это делать, если даже для выбора формы управления домом никого не собрать, и кто будет контролировать правильность этих расчетов, никто не знает.
Но об этом в комитете ЖКХ мэрии Ульяновска пока не думают. У них другая проблема, кстати, не менее серьезная. Как соблюсти требования «триста седьмого» и в то же время не нарушить приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ), по которому рост размера платы за коммунальные услуги не должен превышать 19 процентов?
– С новыми тарифами мы в эти 19 процентов уже не вписываемся, – говорит заместитель мэра Сергей Савельев, отвечающий за коммунальное хозяйство Ульяновска. -Повышение получается до 40 процентов. Наибольший рост – по горячему водоснабжению.
Как выйти из этой «вилки», вице-мэр не знает. По его словам, этот вопрос он задавал городскому и областному комитетам по ценам и тарифам. Из области ответа еще нет, а городской комитет сослался на то, что население, согласно «триста седьмому», должно платить за услугу сполна.
– Выходит, мы в любом случае нарушаем постановления правительства, – говорит Савельев. – По «триста седьмому» население должно оплачивать жилищно-коммунальные услуги по их полной цене, объявленной поставщиками, а по приказу ФСТ этот рост ограничен 19-ю процентами.
Стоимость одной гигакалории определена решением областного комитета цен и тарифов. Но если прежде горком цен официально публиковал стоимость коммунальных услуг в приемлемой для населения форме, из расчета на один квадратный метр и на одного человека, то теперь он это делать отказывается.
– В прошлом году, утвердив новый размер платы, комитет потом год судился. И зачем ему это надо? Есть тариф, есть норматив для каждого дома и конкретных источников. За людей все рассчитают, все будет в квитанциях. Только пока люди еще ничего не знают. А вот когда получат и увидят цифры, наверное, ужаснутся… Может, дело опять дойдет до суда. И тогда как решит суд, так и сделаем. Сейчас по всей стране так, – говорит Савельев. – Мы звоним в другие регионы, но только нам никто ничего не говорит. Однако некоторым полегче: там, где в бюджете заложили компенсацию выпадающих доходов, там и противоречия не будет. Может, в ближайшие дни и у нас вопрос как-то решится. Власть должна сказать: либо она компенсирует разницу в тарифах, либо населению придется платить все 100 процентов. Но в бюджете эти средства не заложены. Где взять 400 миллионов? Если пойти на компенсацию, значит, не ремонтировать дороги, не платить зарплату…
Но создается впечатление, что вопрос не решится, а если решится, то не в пользу населения.
– Это не наша проблема, – сказал заместитель председателя горкома цен Алексей Выскребцев. -Это проблема области, именно ее составляющая – стоимость гигакалории – дает 90 процентов повышения. Как они будут выходить из ситуации, не знаю.
– Городской комитет цен должен отвечать за все эти вопросы, – говорит зампред тарифного обкома Людмила Храмова. – Они для чего создавали этот комитет, в котором народу больше, чем у нас? Они вполне могли сделать расчет и опубликовать размер платы на каждого человека и квадратный метр. Кто сказал, что это незаконно, если даже московская прокуратура заявила, что мэрия может утверждать такие расчеты для их упрощения?
Казалось, в ситуации, когда реформа только двигается, а новая система только отлаживается, как никогда необходим жесткий контроль за этими расчетами, однако Выскребцев считает, что ни их комитет, ни мэрия не обязаны отлаживать эту систему и контролировать тарифы – все, мол, и так прописано в законодательстве. Муниципалитет, по его мнению, вообще должен как можно скорее уйти из системы ЖКХ.
Именно муниципалитет должен и систему отлаживать, и расчеты делать, и контроль осуществлять за этим, считает Храмова.
Председатель комитета ЖКХ гордумы Геннадий Соловьев сказал, что депутаты озабочены проблемой и на следующей неделе намерены заслушать председателя горкомцен.
А на дворе меж тем уже середина января, и греют ульяновцев уже по новым, пока еще тайным тарифам. Странная ситуация. Полгода чиновники знали о «триста седьмом» постановлении, с осени была известна стоимость гигакалории. И все это время -тишина. И в бюджете выпадающие доходы не заложены. И прогнозы не сделаны. И даже про политический и социальный прогноз не подумали. Газеты и телевидение говорили и продолжают сообщать об очередных успехах, и – ни слова о том, что ждет ульяновцев в ЖКХ. Скоро они узнают об этом не из СМИ и не от власти, а из новых квитков, обязательных к оплате. Чем обернется это открытие?
Общественная организация, уже заявившая о своем намерении провести митинг протеста против роста тарифов, решила подождать этого момента, чтобы люди могли высказать все, что думают по этому поводу.
Сергей Титов