Где-то близко к этому самоощущение ульяновцев, ответивших недавно на вопросы социологов. Не мрут с голоду, впрочем, не все около семи процентов сказали, что денег им не хватает даже на еду.

А прозвучало это и еще многое на недавнем заседании, посвященном 10-летию Ульяновской Городской Думы, в небольшом докладе профессора Нины Дергуновой, возглавляющей Центр социсследований при правительстве Ульяновской области (ЦСИП). Конечно, говорилось не дословно в таких выражениях, но по смыслу схоже.

Свои исследования ЦСИП проводил на протяжении нескольких последних лет и потому имеет возможность сравнивать. Из положительного можно отметить, что сейчас больше 50 процентов жителей Ульяновска оценивают свои доходы выше прожиточного минимума. При этом семи процентам, как выше уже упоминалось, денег не хватает ни на что, в том числе на еду. Порядка 20 процентов отвечают, что имеют возможность покупать только продукты питания. А каждый второй из опрошенных говорил, что время от времени может приобретать крупные вещи.

Правда, и еда, и так называемые крупные вещи бывают разными.

Большинство под «крупной вещью» понимает, например, стиральную машину, на которую и копятся не один месяц деньги. Либо она берется в кредит, загоняющий покупателя в длительную каторгу. Тех же, кто в состоянии купить в самом деле чтото крупное, в городе, по данным социологов, 15 процентов, ответивших, что считают себя людьми обеспеченными.

Особо волнующей проблемой низкие доходы назвали 46 процентов. Столько же примерно обеспокоено жилищно-коммунальной сферой. В частности – реформой ЖКХ, ростом тарифов, новым Жилищным кодексом и проч. Треть населения выделяет как серьезную проблему незащищенность от криминала. Любопытно, что почти столько же (28 процентов) называют одной из «язв» современной жизни незащищенность от произвола властей. Еще 30 процентов не удовлетворены условиями работы и зарплатой.

Называют жители и ответственных за их неурядицы. За низкие доходы наиболее виноватыми горожане считают губернатора и его администрацию (60 процентов), 37 процентов считает ответственным за нищету населения мэра Ульяновска, а 10 процентов признают свою собственную вину. Ответственность за криминал областная и городская власти делят между собой в глазах жителей поровну. 10 процентов возлагает это на плечи самих горожан.

За ЖКХ 49 процентов склонны спрашивать с городского руководства, 46 – с областного. А вот за здоровье граждан 37 процентов из них берут ответственность на себя, 33 процента считают, что это часть обязанностей губернатора, 29 процентов мэра, 13 процентов – Городской Думы.

Социологи характеризуют такой расклад мнений преобладанием в регионе патерналистской психологии, то есть убеждения людей, что заботиться о них должна власть, и нежелания брать ответственность на себя.

Но если от власти ждать населению в столь важных сферах ничего особенного не надо, тогда зачем она нужна?

Проверить, насколько мнение людей о своей жизни совпадает с реальной социально-экономической картиной, не представляется возможным. Из-за отсутствия достоверных официальных данных. Они выглядят пока абсурдно. Так, например, на одном из недавних массовых мероприятий был обнародован размер средней зарплаты по региону – 7000 рублей. А буквально на днях из уст высокопоставленного лица довелось услышать сумму среднедушевого дохода в Ульяновске, то есть в расчете уже и на неработающих членов семей, – 10000 рублей на человека. Ни малейшего отношения к действительности эти цифры, конечно, не имеют.

Гольный пиар.