В ЭПОХУ ВСЕОБЩЕЙ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ НЕАКТУАЛЬНОЙ. ОДНАКО СИТУАЦИЯ

НА РЫНКЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ОПРОВЕРГАЕТ ЭТО МНЕНИЕ.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (УФАС) рассматривало дело по нарушениям при проведении и конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по городским маршрутам 45 и 46.

Сомнения в законности проведения этого конкурса, который привел в итоге к снижению конкуренции, уменьшению числа автобусов на линии, росту тарифов и столпотворениям на остановках, были высказаны в «Российской газете» еще осенью. И вот антимонопольное ведомство подтвердило обоснованность этих сомнений.

Начальник транспортного отдела мэрии Ульяновска Александр Литвинов отказался перечислить корреспонденту «РГ» обнаруженные нарушения, пояснив лишь, что все они уже устранены. По словам же специалистов УФАС, нарушения были в основном процессуальные, но оттого не менее серьезные. Например, такие как неправильный подсчет баллов, набранных участниками конкурса, или не предусмотренная Положением «передача права победителя» претенденту, занявшему следующее место при подведении итогов. Впрочем, до санкций дело не дошло, так как мэрия еще накануне Нового года добровольно отменила результаты конкурса и объявила новый.

Однако наблюдателей настораживает, что условия будущего состязания остались неизменными. В частности, победитель конкурса получит монопольное право на эксплуатацию соответствующего маршрута, а другие предприниматели, работавшие на нем же, должны либо уйти, либо перейти «под крышу победителя», что неминуемо приведет к снижению конкуренции – с теми же последствиями для пассажиров.

В антимонопольном ведомстве выражают недоумение:

– Все эти маршруты в свое время были разработаны самими предпринимателями, – говорит заместитель руководителя УФАС Валерий Калинин. – И на каком основании теперь можно их с этих маршрутов сгонять? Это все равно что я устроился на работу, а без моего согласия на мое место примут другого человека.

– Мэрия не понимает, что такое конкурс, – считает председательсовета объединения перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. -Когда нет вещного права, любые конкурсы незаконны. Другое дело, если бы, например, победитель конкурса получал право на бюджетные компенсации за согласованное с мэрией снижение тарифов или перевозку льготных категорий пассажиров. А в нашем случае получается, что мэрия торгует словом «можно». Но, простите, дороги общего пользования принадлежат одинаково всем. Поэтому результаты следующего конкурса можно будет снова опротестовать. Только за это время пассажирам может стать еще хуже.

Пассажиры уже пострадали от летних тендеров. В Ульяновское представительство «РГ» уже неоднократно обращались горожане с жалобами на то, что с осени стало намного сложней добираться по «конкурсным маршрутам»: высокие цены, давки на остановках.

Один из перевозчиков признался, что, оказавшись среди проигравших, он снял с этих маршрутов половину автобусов, не желая более рисковать.

Впрочем, частные перевозчики отмечают, что наконец-то стали делаться и мудрые ходы. Речь о недавнем решении областного комитета по транспорту, согласно которому на двенадцати частных маршрутах с нового года обеспечена перевозка льготных категорий граждан, за что перевозчики получат компенсацию выпадающих доходов наравне с государственными АТП. Правда, и здесь непонятны «загогулины» власти.

По мнению постоянного эксперта «РГ», руководителя Центра защиты прав потребителей Григория Каленова, такое решение должно распространяться на все маршруты.

– Вот здесь-то как раз и должны быть конкурсы, – считает Ка-ленов, – поскольку деньги – бюджетные… Может, еще объявят? Всегда хочется верить в лучшее.