Иван и Прасковья Старостины из Майны 21 января отпраздновали пятьдесят шестую годовщину совместной жизни.

– Мы эту дату каждый год обязательно отмечаем, – рассказывает Иван Степанович, занятый последними приготовлениями к застолью. – Сегодня утром встал, оделся, умылся. Тут и Паня на кухню выходит. Обнял, поцеловал, говорю: «С праздником, родная»…

Знакомство

Они узнали друг друга, когда Иван учился в четвертом классе, а Прасковья – во втором. Оба жили в селе Тамбы и учились в одной школе. Это сейчас село доживает последние годки, а 70 лет назад в нем было целых две начальных школы!

Знакомство без намека на чувства продолжалось до самого 1943-го.

– Пока меня в товарный вагон не погрузили и не повезли на фронт, – улыбается Иван Степанович. – В 47-м только приехал в отпуск. И, надо же! Панусю мою встретил.

Прасковья к тому времени из нескладной девчонки с двумя косичками превратилась в настоящую красавицу. Юбка гофре, носик пуговкой, городская прическа… Тогда она с родителями жила в учхозе – пригороде Ульяновска и работала швеей.

Разлука

Иван и Пана обрадовались друг другу. Обменялись фотографиями, договорились, что будут писать письма, и Иван снова уехал в часть.

«Здравствуй, Ваня. Как у тебя идут дела? Как проводишь время? Какие новости можешь сообщить?» – три года они переписывались и ни разу не произнесли слова любви. Это была очень скромная дружеская переписка. И никто из двоих не знал и не предполагал, чем она закончится.

Сватовство

В 1950 году зимой Иван демобилизовался вчистую. Вернулся домой, повстречался с друзьями, пообщался с родственниками и задумался.

– Мне ж 25-й год шел тогда, – откровенничает он. – Думаю, пора бы уж семьей обзаводиться. А на ком жениться, когда только Пана в мыслях? Но я ж не знал – ждала она меня или нет. Как знать, может уже и замуж вышла.

И пошел Иван Степанович к двоюродной сестре Прасковьи с этим вопросом. Сестра успокоила мужчину. Не волнуйся, мол, ни за кого она не вышла и даже не дружит ни с кем. И окрыленный Иван поехал с теткой в учхоз – свататься.

– Пана на работе была, – вспоминает Иван Степанович. – Пришла, тут и мы сидим. Ну, и поняла все сразу.

– Не так все было, – перебивает мужа Прасковья Васильевна. – Мы с тобой на улице встретились. Я еще тебе потом припоминала – пришел свататься, и даже не поцеловал.

Свадьба

Тамбы на свадьбе Старостиных гуляли целую неделю. Иван на 150-рублевую зарплату прикупил цивильный костюм рублей за 20. Невеста-швея сшила себе небывалое для сельских мест белое платье. А заодно и драповое пальто с каракулевым воротником суженому. Пальто то, кстати, живо-здорово до сих пор.

Путешественники

В 1959 году молодых супругов позвала к себе тетка из Украины. Иван с Прасковьей съездили в гости к родственнице и решили остаться в теплых краях. Научились варить шикарные борщи, насажали у дома абрикосовых деревьев. Прасковья Васильевна и думать не хотела о том, что куда-нибудь придется переезжать. Но неугомонного Ивана Степановича потянуло на молодежную стройку БАМ.

– А что? Разве мы старые были в то время? – недоумевает Старостин, которому в 1979 году исполнилось 53.

Романтика строительства железного пути, а короче – БАМа, закончилась в 93-м. Решили супруги, что пора возвращаться на землю предков. До прошлого года жили в Тамбах. Месяца два назад получили по решению жилищной комиссии Майнского городского поселения, однокомнатные апартаменты в доме «Забота» на Первомайской. И жизнь в них начали с праздников: новоселье, Новый год, годовщина свадьбы.

За много лет они научились жить так, чтобы не быть в тягость друг другу и радоваться каждому дню.

– Главное, – откровенничает после традиционного «горько», – Прасковья Васильевна, – помнить, что живем-то один раз! Не скандалить по пустякам и почаще бывать вместе.