Если верить официальной информации, сейчас специально созданная комиссия разбирается с тем, что произошло в области с тарифами на электроэнергию для юридических лиц. И почему.

Что произошло, в общем-то, известно.

Произошло взрывное увеличение тарифов, поставившее предприятия, в частности сельскохозяйственные, на грань разрухи. Для села электроэнергия подорожала почти в два раза. А рекорд равен, видимо, сумме 3,2 рубля за киловатт-час. Это вдвое дороже, чем в Самарской области, где максимальная цена электричества 1,7 рубля за киловатт-час. Ни о какой экономической логике применительно к действиям ульяновских ведомств говорить, понятно, не приходится.

Тем более что федеральные структуры утвердили для Ульяновской и Самарской областей примерно равные цифры. Максимальный средний тариф для нашего региона установлен без НДС в размере 1,27 рубля за киловатт-час, для соседнего – 1,24 рубля.

Местные накрутки довели цену киловатт-часа в Самаре до 1,7 рубля, у нас, о чем выше уже сказано, до 3,2. Практически никто не может понять причин такой большой разницы.

Откуда она?

Если по-крупному, то главная причина роста тарифов в так называемой реформе, которая свелась к увеличению числа посредников между производителем электроэнергии и ее потребителем. В качестве примера можно привести структуру тарифа для режима «ВН» (высокое напряжение). С этого тарифа кормятся пять ведомств.

Первому достается 70,46 копейки с киловатт-часа, второму – 2,79, третьему – 0,05, четвертому – 9,15, пятому 32,83. Итого цена киловатт-часа без НДС получается 1,15 рубля. Если раньше были, скажем, «Ульяновскэнерго» с входившими в него ТЭЦ и конкретный поставщик электричества, то теперь нахлебников в два раза больше.

У каждой конторы – руководство, канцелярия, бухгалтерия, заместители, помощники, секретарши, персональные машины и водители к ним, и прочая, и прочая. Все питаются с тарифа.

Для режимов с другим напряжением цены выше. А в нашей области придумали, кроме того, еще одну конторку. Называется «Ульяновская сетевая компания» (УСК). Формально эта самая УСК объединила электросети районов области. И сразу же решила брать потребителя за рога, соответ ственно оценив свой кусок в тарифе.

В режиме «среднее напряжение 1» (СН1) доля УСК установлена в размере 60,8 копейки с киловатт-часа, в режиме СН2 – 85,6, а в режиме «НН» (низкое напряжение) – уже 1,24 рубля. В итоге цена киловатт-часа без НДС оказалась равной соответственно 1,86 рубля, 2,2 рубля и 2,7 рубля.

Именно нуждами УСК объясняют ответственные господа дикие ульяновские тарифы. Дескать, в районах сети изношены, столбы шатаются, трансформаторы истрепались. На все нужны деньги, иначе хана. В селах Самарской области картина вроде как другая. Но с чего это, если электрохозяйство везде примерно одного возраста? Все, конечно, проще: создана еще одна кормушка, пожировать вокруг которой набирается, вероятно, немало желающих. И им до лампочки, полетят при этом президентские нацпроекты в тартарары или не полетят, загнутся сельхозкооперативы и прочие предприятия или не загнутся. Пока загибаются, сколь-нибудь настричь с них да удастся. А якобы разбирающаяся в ситуации комиссия – скорее всего, не больше, чем дымовая завеса.