Знаете ли вы, что есть в селе Кротково Сенгилеевского района место, связанное (хоть и косвенно) с Наполеоном Бонапартом? А еще на этом же месте летают молнии, стирая с икон святые лики. Здесь же выкапывают черепа, которые впоследствии мстят тем, кто их потревожил. И это же место называют святым, потому что здесь уже 152 года стоит храм. Построенный в честь победы в войне, он до сих пор сам пребывает в состоянии войны. Во всяком случае, судьбу храма спокойной не назовешь…

ХОЛОДНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГОРЯЧИХ КОСТЯХ

Первый каменный храм в селе Кротково был построен местным помещиком Иваном Кротковым в 1754 году. Церковь назвали в честь Казанской Божьей Матери, в народе же храм величали «тёплым». Спустя какое-то время кротковские владения перешли частично известнейшей в России семье князей Гагариных, половину же продали помещикам Фатеевым. Как раз с именем генерала и предводителя сенгилеев-ского дворянства Андрея Фатеева и связано начало строительства второго храма, названного во имя Святителя и Чудотворца Николая. Прозванный «холодным», этот храм был построен в 1854 году в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Место возведения было выбрано не случайно. Здесь были похоронены солдаты и офицеры 3-го пехотного полка Симбирского народного ополчения, павшие в боях с наполеоновской армией при Бородино. На сегодняшний день экспертами установлено 48 фамилий.

Что же до храма, то в 1862 году (уже после отмены крепостного права) в нем спасались фатеевские крестьяне, не желавшие принять Уставную грамоту, по которой им предписывалось и впредь работать на помещика. Из храма крестьян выкуривали военные двух рот пехотного полка. Обошлось, правда, без крови, поскольку, по счастью, уговорить беглых удалось прибывшему в село симбирскому губернатору Анисимову.

ВО МРАКЕ МОЛНИИ СВЕРКАЛИ…

Долгое время храм Николая Угодника служил местом молитв и покаяний для тысяч окрестных прихожан. Но в 1918 году в Кротково установилась Советская власть – и

церкви опять объявили войну. В 30-м году москвич Целиков возглавил только что создавшийся колхоз, в который, впрочем, местные крестьяне вступать не желали. А год спустя непокорные подняли восстание, жестоко подавленное большевиками. Старожилы говорят, что большевики расстреливали крестьян и у стен храма. И будто бы в тот момент небо прорезала необыкновенно большая молния, которая подожгла правление колхоза. А спустя еще 30 лет молния вернулась… Из воспоминаний уроженца села Кротково Алексея Ивановича Борисова:

ли. На них не было ликов! Вообще! Как будто молния их стёрла. И еще одна странность – доски совсем не обожгло. А ведь так не бывает! Не должно быть…

У местных есть версия, что тогда,

на танцах, это Божья молния была.

Будто бы она пришла забрать

своё из оскверненного храма.

когда поют солдаты..

– В 1962 году храм собирались сносить подчистую. А в самом здании тогда был клуб. Так вот, однажды на танцах случилось такое, что я помню до сих пор. Вдруг, ни с того ни с сего, в окно ударила молния и заметалась по залу. Многие убежали в панике, а я и еще несколько парней остались. И вот эта молния била поочередно в иконы, оставшиеся с прежних времен. Иконы падали. А когда всё закончилось, мы их взялись поднимать – и обсмле-

Местная жительница 76-летняя Мария Ивановна Елчева – настоящий энтузиаст. Она и ее подруга, 66-летняя Лидия Александровна Леонтьева, уже восьмой год занимаются восстановлением церкви. Бегают по всевозможным инстанциям, используют личные связи. Короче, ночей не спят в заботах о храме. Но об этом чуть ниже. А вот что рассказала нам Мария Ивановна о чудесах, связанных с храмом: – Как-то раз двое местных парней с танцев шли. Проходя мимо храма, один другому и говорит: «Я слыхал, тут привидения водятся, и что души убитых солдат стонут -и их можно услышать». «Да ладно тебе!» – был ответ. «А давай приложим ухо к стене…» – не унимался первый.

То, что услышали «из стены» кротковские парни, заставило их вздрогнуть. Сначала в ушах зазвучал стройный мужской хор, певший «Святы боже, святы крепки…», затем послышались голоса, которые умоляли Бога и людей спасти их ДУШИ.

– Оно и понятно, – продолжает бабушка Маша. – Ведь тут дорога, трактора и машины прямо по костям ездят. Я уж билась, просила, чтоб не ездили, да что толку. Вот и мучаются бедные солдатики, вернее, души их… А еще Мария Ивановна рассказала, как местная жительница поплатилась за осквернение могил собственной жизнью:

– Жила у нас женщина, Шаталина Анна Ильинична. Хороший человек. Жаль только, не послушала предостережений. Она ведь и не со зла это сделала. А было так. Водовод прорвало, а как рыть начали, то обнаружили захоронение. Ну, Анна Ильинична и взяла четыре черепа. Сказала, что для племянника, он у нее хирургом работает. Уж ее отговаривали: мол, не связывайся, грех это. Но она таки взяла. А вскоре сгорела дотла в собственном доме. Пожарные так и не выяснили причину загорания…

ДУХ СВЯТОЙ ИГРАЕТ В ПРЯТКИ

Удивительные и необъяснимые вещи, происходящие в храме, довелось наблюдать и журналисту «Молодежной газеты». Мария Ивановна показала мне место над алтарем (вернее, где он раньше был) и сказала: «Вот здесь иногда сами собой загораются три свечи. Их многие видели. А ведь никто туда свечей никогда не ставил, а они -на тебе! – горят. Дух это святой… или души солдат-мучеников…».

Естественно, я сфотографировал это место. А когда на экране «циф-ровика» появилось изображение – на нем невесть откуда появилось пятно, этакая дымка. Подумав, что фотоаппарат барахлит, я еще раз нажал на спуск. Туман расползся по всему кадру, хотя я могу поклясться, что, когда фотографировал, никакого тумана не было. Бабушка Маша со словами: «Вот он, Алёшенька, святой дух-то, видел? Это он тебе себя показал!» – перекрестилась. Тут же я сделал еще кадр – и он получился без «брака», чистым А когда я сфотографировал саму Марию Ивановну в дверном проеме, на снимке откуда-то появился «снег», которого не было, а слева голову женщины осветил луч света, тоже бог знает откуда взявшийся. Что это было? Неужто и впрямь техника запечатлела то, что невидимо человеческому глазу?..

Спаси и сохрани

– Храм наш не только «мстит», хотя и не месть это, люди сами виноваты, – вздыхает Мария Иванов- | на. – Храм наш, он ведь еще и по- I могает. Вот жила у нас семья Ива- | шовых. Нормальная семья. Только ( когда они переехали отсюда в Тю- I мень, с хозяйкой беда случилась. Ноги отнялись. Несколько лет вра- 1 чи бились с ней, а потом крест, что I называется, на ней поставили. Вро- | де как «медицина бессильна». И уж 1 не знаю, как она вспомнила о хра- I ме, но попросила привезти ее сюда. Первые два года ее на носилках недвижимую привозили. Прикладывали её к стене, где алтарь был, или, по-нашему, к «горному месту». На третий год – все аж ахнули! – она приехала снова, но уже передвигалась сама, правда, на костылях. А ныне ходит, будто и не было в ней болезни. Вот такой он, храм-то наш! Святое место!

НЕУГОДНЫЙ НёШОМЙ УГОДНИК

Вернемся к теме восстановления храма. Мария Ивановна чего только ни предпринимала. Однажды, чтобы заплатить рабочим, занятым на отделочных работах внутри храма, она ездила на рынок в Терень-гу и стояла там с протянутой рукой. Однако много насобирать не удалось. Конкурирующая организация в лице соседнего прихода прогнала бабу Машу в шею.

Но женщина не сдавалась. «Дело-то – богоугодное», – говорила она всюду. Жаль только, что кое-кому неугоден Николай Угодник. И все же находились люди, готовые помочь. Конечно, суммы, которые выделяли, недостаточны. Но главное, что люди откликаются в принципе. К примеру, школьники поселка Силикатный, которые по собственной инициативе ездят по району с благотворительными концертами, а вырученные средства передают на восстановление храма.

Храм Николая Угодника в селе Кротково зачислен в общероссийский реестр памятников культуры. Однако список списком, все это «лирика», а на его восстановление нужны реальные средства. Это наша история. И, может статься, найдутся состоятельные люди, коим она не безразлична. Пока же висит в храме одинокий бумажный лик Николая Чудотворца, прибитый к столбу, а вокруг него – следы «замороженных» строительных работ, напоминающие поле боя. И по сей день, как утверждают местные жители, по ночам в кротковском храме раздаются еле слышные голоса солдат, погибших почти двести лет назад за Россию. Два века для них длится та война. И солдаты ждут, когда она закончится. А по их костям ездят трактора, волоча за собой тележки с навозом.