Учитель географии ульяновского физико-математического лицея №40 Виктор Егоров обратился через интернет-приемную в Генеральную прокуратуру, посчитав, что некоторые материалы учебника географии не совсем соответствуют требованиям Конституции РФ.

Речь идет об учебнике «Глобальная география» для 11 класса под редакцией Ю.Н.Гладкого. Правда, отмечает Егоров, грифа «допущен» у него пока нет, но есть ссылка, что он рекомендован Министерством образования Российской Федерации для общеобразовательных учебных заведений. Некорректным учителю показался материал при изучении темы «Глобальный этнический кризис».

Как изложил Егоров в своем обращении в Генпрокуратуру, один из абзацев этого учебника вызывает сомнения в его корректности: «В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием – языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши – тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы».

«Получается, что чувашам в отличие от грузин отказано в древней истории, неповторимой культуре и уникальности алфавита? – говорит Егоров. – Это даже оскорбительно. Но в 29 статье Конституции отмечено, что в нашей стране «запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

По словам Егорова, есть в этом учебнике и другая, тоже не очень корректная, ссылка:

«В Прибалтике можно встретить ревностных католиков-литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран-эстонцев с крайне низкой рождаемостью». «Какие-то непонятные, несопоставимые критерии для оценок. Я даже не стал давать эти параграфы на изучение детям, рассказал им сам», – говорит Егоров.

Егоров занимается этими вопросами не на любительском уровне. Часть его исторических исследований вошла в кандидатскую диссертацию «Орнамент как средство формирования мировоззрения школьников» (Егоров сейчас – соискатель на звание кандидата педагогических наук). Изучая чувашский орнамент, считающийся одним из древних, он обратил внимание на его своеобразие и некоторые параллели с древним Китаем.

Что касается учебника, то хорошо, что он пока только рекомендован, говорит учитель. Допускать такой учебник нельзя, не исправив некорректные высказывания. Ответа из Генпрокуратуры он пока не получил.

Андрей Новгородцев