УАЗ ушел под Швецова

В начале февраля сменился владелец Ульяновского автозавода – контроль над предприятием, как и над всем автомобилестроительным активом холдинга «Северсталь», перешел в руки соратника Алексея Мордашова – Вадима Швецова.

О смене собственника, по данным интернет-портала ROSEZ.RU, сообщил 5 февраля сам Швецов, занимающий пост ген.директора ОАО «Северстальавто». Именно в этом ОАО сосредоточено все, что связано у «Северстали» с автомобилестроением: УАЗ, завод микролитражных автомобилей и Заволжский моторный завод. До сих пор считалось, что их хозяином, как и хозяином металлургии холдинга, является Алексей Мордашов. К началу февраля выяснилось, что «Северсталь-авто» он продал Швецову.

Речь идет о приобретении Вадимом Швецовым 85 процентов оффшорной компании «Newdeal Investment», владеющей, в свою очередь, 58 процентами акций ОАО «Северсталь-авто». СМИ называют и ориентировочную сумму сделки около 450 млн долларов. Ее высчитали, исходя из размера капитализации «Северсталь-авто» в РТС (Российская торговая система), составляющей 980-990 млн долларов. Рассчитался ли Швецов с другом-партнером деньгами или продажа есть не что иное, как завуалированный подарок ему от Мордашова, не сообщается. Но известно, что Мордашов Швецова не обижал. Так, в прошлом году пресса известила о безвозмездной передаче Швецову пакета акций стоимостью 100 млн долларов.

Чем грозит смена хозяина УАЗу?

Алексей Мордашов, похоже, не считал автомобилестроение приоритетом своего бизнеса. Его конек и источник богатства – металлургия, отрасль весьма прибыльная, конкурентоспособная как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Не исключено, что такой расклад приоритетов был УАЗу на руку. Работает завод как-то себе и работает, карман сильно не тянет, и можно не зверствовать ни по отношению к предприятию, ни по отношению к его коллективу.

Со сменой хозяина ситуация может измениться. Если Вадим Швецов занят теперь только машинами, он, не исключено, ужесточит методы адаптации отрасли к рыночным реалиям. А тут уж может быть все, что угодно закрытие убыточных производств, оптимизация персонала и социальных гарантий. Либо наоборот – инвести ции, модернизация, внедрение перспективного модельного ряда. Или еще один вариант – поиск и продажа ОАО Швецовым кому-нибудь третьему.