Исполняющий обязанности заместителя мэра призвал горожан к активности

Жилищно-коммунальная реформа в Ульяновске идет полным ходом. Появляются управляющие компании, создаются товарищества собственников жилья… Несмотря на это, вопросов у горожан накопилось немало. Наверное, поэтому «Прямая линия» с исполняющим обязанности заместителя мэра Юрием Гараниным была насыщенной. Звонили жители всех районов Ульяновска. Наши читатели интересовались, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги, из чего складывается стоимость оплаты за горячую воду и электроэнергию, каким образом мэрия контролирует ход жилищно-коммунальной реформы.

Кто отвечает

за жилищный

фонд?

– Меня зовут Евгений, я из Заволжья. На ваш взгляд, в чем суть коммунальной реформы? Я слышал о ней, но до конца не разобрался…

– В 2005 году в силу вступил новый Жилищный кодекс. Он определил правила, по которым мы должны взаимодействовать с коммунальщиками. Все больше квартир в стране приватизируется. В Ульяновске в собственность оформлено примерно 70 процентов жилого фонда. Что это значит? Квартиры теперь принадлежат самим горожанам, и они несут за них ответственность наравне с мэрией. Но и это еще не все. Ульяновцам необходимо определить способ управления домом, выбрать наиболее подходящий вариант: создать ТСЖ, довериться управляющей компании (частной или муниципальной) или самим заключить договор с поставщиками услуг.

– А что делать, если примерно 30 процентов квартир в доме не приватизированы и принадлежат муниципалитету?

– Значит, мэрия в этом случае является одним из собственников и тоже бу-

дет принимать участие в выборе компании, наряду с другими жильцами дома. Все вышеперечисленные правила напечатаны на бумаге. Однако жизнь намного сложнее и многограннее. Именно поэтому на практике зачастую правила видоизменяются. Ничего страшного в этом нет. Реформа новая, и даже коммунальщики не всегда четко представляют, в каком направлении нужно двигаться. Помочь людям определиться хотя бы на первоначальном этапе должна власть. В России уже известны случаи, когда управляющие компании, собрав деньги, буквально растворялись в воздухе. При таком раскладе в проигрыше и чиновники, и горожане. Люди становятся озлобленными, не доверяют управленцам. Социальная ситуация накаляется, мы рискуем ее усугубить. Контроль в сфере ЖКХ должен быть жестким.

Вторая проблема, с которой нам пришлось столкнуться, – нехватка рыночных отношений в работе муниципальных управляющих компаний. Это ведет к отсутствию конкуренции среди УК. В этом случае вкладывать деньги в ЖКХ бизнесмены вряд ли будут.

– А в Ульяновске определили, как мы будем жить в этот переходный период? И какой в таком случае должна быть управляющая компания?

– Определили. Муниципальные компании превращены в открытые акционерные общества. Отвечая на второй ваш вопрос, поясню, что, на мой взгляд, управляющие компании должны быть на переходный период управляемы властью, в то же время иметь рыночный механизм работы. Сделав УК акционерными обществами, нам удалось соблюсти эти два условия. Сто процентов уставного капитала новоявленных ОАО являются собственностью мэрии. В то же время они работают в соответствии с законом об

акционерных обществах. Такие управляющие компании появились в каждом районе города. Часть их уставного капитала можно будет продать, а на вырученные

деньги начать капитальный ремонт жилого фонда. По моим данным, желающие совершить такую сделку уже есть.

Это хорошо. Но смогут ли рядовые граждане как-то контролировать работу компании? Вряд ли она по требованию жильца предоставит информацию о том, на что были потрачены деньги…

– Вы правы. В этом случае можно поступить следующим образом. Нужно дать возможность горожанам стать акционерами УК, приобретя часть их акций. Возможно, за небольшую стоимость. В этом случае человек – представитель от дома – сможет принимать участие в собраниях компании, получать информацию из первых рук. Оперативно узнавать об ее финансовом положении, расходовании средств и многом другом. То есть люди смогут реально влиять на деятельность компании, назначение руководителя, принимать участие в решении других важных вопросов. Конечно, один человек с одной акцией серьезных позиций занимать не сможет. Поэтому необходимо иметь целый пакет. Жильцы дома могут договориться: купить по одной-две акции и делегировать своего представителя на собрание.

Я уже озвучил свою позицию депутатам Ульяновской Городской Думы и мэру Сергею Ермакову. Они меня поддержали. К сожалению, после вступления в силу новых тарифов люди стали менее активно проводить собрания и сходы. Хочется верить,

что они изменят свою позицию. Ведь она не выгодна им самим. Нужно пользоваться предоставленными правами.

– Здравствуйте, Юрий Анатольевич. Беспокоит вас Анатолий Васильевич. Я предлагаю нашу беседу построить не в очень серьезном тоне, хотя разговор пойдет о вещах сложных. Я готов заключить с вами пари о том, что вопросы, которые я вам задам, вы положительно не решите.

– Пари заключать не буду. Не для этого мы с вами ведем диалог. А вот выслушать вас готов.

– Первый вопрос касается жилищно-коммунальных проблем. Более двух месяцев назад в подвале дома №17 по улице Артема лопнула труба горячего водоснабжения. Постоянно течет!

– Зря пари не заключил! Я записал ваш адрес и, думаю, смогу помочь вам решить эту проблему. А какая организация вас обслуживает?

– ООО «Теплый дом». Я и диспетчеру несколько раз говорил о сложившейся ситуации, и главному инженеру заявление оставлял…

– При таком некорректном отношении к вам работников ЖКХ вам нужно было обратиться в Жилищную инспекцию. Это серьезный контролирующий орган, который имеет реальное влияние на коммунальщиков. Инспекция может штрафовать не только обслуживающие организации, но и непосредственно юридических лиц. В соответствии с законодательством, для этого специалистам жилин-спекции даже в суд не надо обращаться. Запишите их номер телефона: (8422) 44-68-70.

– Спасибо, обязательно им позвоню. Следующий вопрос. Почему у нас несколько месяцев нет дворника, который бы убирал прилегающую территорию? Я обращался к коммунальщикам с этой проблемой. Мне сказали, что дворников не хватает. Одному человеку приходится обслуживать несколько участков… Но мы же эту услугу оплачиваем!

– Можно вам встречный вопрос? Вы выбирали управляющую компанию, которая будет заниматься обслуживанием вашего дома?

– Пока нет. К нам пытались было обратиться какие-то частники… Но я поспрашивал у знакомых, как они работают, и понял, что вместо того чтобы выполнять свои обязанности, они деньги собирают и исчезают. И мы отказались от их услуг. Да и сроки выбора продлили, насколько я знаю.

Вы правы. Приятно общаться с заинтересованным и эрудированным человеком. Хочу посоветовать вам и дальше внимательно подходить к вопросу выбора компании и ориентироваться в этом вопросе на авторитетное мнение.

Вопрос с дворниками будем решать вместе с выбранной вами управляющей компанией.

Следующий вопрос. Я готов.

– Не знаю, относится ли он к коммунальной теме. Меня беспокоит, что на территории детского садика № 179 по улице Артема, 15 живут бродячие собаки. Я наблюдал, что там собирается стая из 11 – 13 животных! Куда я только ни жаловался! Вы представьте, что будет, если такая бродячая псина бросится на ребенка.

– Анатолий Васильевич, проблема с бродячими собаками в Ульяновске, действительно, существует. Мы пытаемся ее решить, но пока не достигли желаемого результата. Спасибо, что вы такой неравнодушный человек. Мы постараемся исправить ситуацию и очистить садик от животных. Это не только опасно, но и приводит к антисанитарии.

– Вам спасибо, что выслушали. И последний вопрос. Почему чиновники среднего звена отгородились от народа секретарями? Боятся разговаривать с людьми?

– Сейчас вышли федеральный и региональный законы о сроках рассмотрения обращений граждан. Думаю, после этого представители власти будут более внимательно относиться к своим обязанностям. И волокиты удастся избежать.

– Меня Николай Николаевич зовут. Разъясните, пожалуйста, из чего складываются тарифы на коммунальные услуги? И почему они растут так быстро, не как пенсии или благосостояние людей? Разве это справедливо? Тем более, что у нас на улице Кузоватовская, 42 в 2006 году аж шесть месяцев не было воды. Но я плачу регулярно.

– Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются в соответствии с действующим законодательством России. Эти «правила игры» разрабатывает субъект Федерации, т.е. Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области. Он же позаботился и о том, чтобы люди, у которых небольшая пенсия, могли получать субсидии. Для этого нужно обратиться в соответствующие органы, где вам подскажут, какие документы собрать. Что касается горячей воды, то я заверяю вас, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы ее и этим летом не отключали.

– У нас дом тупиковый. И если большинство жильцов одновременно начинают пользоваться горячей водой, до нас она не доходит!

– Я так понимаю, в вашем доме плохая циркуляция. Готов взять решение этого вопроса на личный контроль. Мои помощники позвонят вам и сообщат о том, что мы сделали.

– Уважаемый Юрий Анатольевич! Меня зовут Марат Иванович. В одной из ульяновских газет прошла заметка о том, что суд признал завышенной плату за подачу тепла и горячего водоснабжения в нашем городе за 2006 год. Когда и как будут возвращены квартиросъемщикам переплаченные деньги, и будут ли снижены расценки на тепло и ГВС в 2007 году?

– Вы имеете в виду суд, по решению которого было отменено постановление по оплате за коммунальные услуги? Дело в том, что в нем не идет речи о перерасчете. Постановление было отменено по формальным признакам.

Когда делают перерасчет за тепло?

– Надежда Сергеевна меня зовут. Проживаю по адресу: улица Заречная, 20. Вопрос у меня такой. Зима в этом году выдалась теплая, и энергетики топят не на максимальную мощность. Почему же плату за эту услугу берут с населения в полном объеме? Нужно же сделать перерасчет!

– Вы правы, Надежда Сергеевна, это сделать нужно. И закон определяет, как именно. Но перерасчет возможен только после окончания отопительного сезона. Мы не можем предугадать, будет ли холодно в феврале и марте. Не исключено, что температура опустится до минус 20, и ситуация сба-лансируется. Перерасчет в этом случае не понадобится. Давайте вместе подождем окончания отопительного сезона. А потом специалисты определят, нужно ли возвращать людям деньги.

© – Меня зовут Юлия Александровна. Куда можно пожаловаться, если компания некачественно выполняет свою работу?

– А она у вас частная или муниципальная?

– Кажется, частная.

– Понятно. В вашем случае, если вы захотите составить акт и пригласить представителей компании к себе домой, они вряд ли придут. И скажут, что вообще такого прецедента не было. Вам с проблемой какого рода пришлось столкнуться?

– Ну, к примеру, 40 лет ремонт в подъезде не делают. Или почтовый ящик сгорел, а его не заменяют…

– Предлагаю вам составить коллективное заявление. Подписаться под ним должны, как минимум, три человека. Потом вы должны отнести его в вашу управляющую компанию. Если там откажутся исправить ситуацию, смело обращайтесь в жилищную инспекцию.

– Спасибо вам большое. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем навести порядок.

– Уверен, что у вас все получится. Главное, чтобы вы занимали активную позицию и заставляли работать коммунальщиков. Только в этом случае можно будет говорить о том, что реформа ЖКХ у нас начала работать эффективно.

Как отменить

несправедливое

постановление

– Здравствуйте, Юргй Анатольевич. Звонит вам Михаил Федорович. Я инвалид Великой Отечественной войны, не ходячий. Я хотел узнать, на каком основании с нас берут плату за электроэнергию: за 110 киловатт -50 процентов суммы и выше -100?

– Вопрос этот мне знаком. Мы сейчас разбираемся с этой ситуацией. Ко мне уже и письменное обращение от инвалидов войны принесли. Дело в том, что еще в 2004 году тогдашний мэр Павел Ро-маненко выпустил соответствующее постановление.

– Я знаю. Но дело в том, что по федеральному законодательству он на это права не имел никакого!

– Вы абсолютно правы. Но раз такой документ вышел, коммунальщики не могут его игнорировать. Сейчас мы ищем способ отменить постановление или внести в него изменения.

Надеюсь, вам это удастся. Но, если говорить откровенно, по большому счету, дело не в деньгах. Есть закон. Что будет, если каждому чиновнику придет в голову издавать несправедливые постановления…

– Согласен с вами. Но, как говорится, что написано пером…

– Надеюсь на вас. Спасибо. И всего доброго.

Почему на улицах грязно?

© – Светлана звонит вам с улицы Гагарина. Почему у нас в Ульяновске в некоторых местах кучи мусора навалены и никто не убирает?

– Существует норматив на уборку территории из расчета площади дома. Если она небольшая, дворники будут мести маленький участок. Но здесь возникает другая проблема! Часть улиц остается неохваченной уборкой вообще. Для примера, только в Засвияжском районе почти два миллиона квадратных метров не имеют источника финансирования уборки. Раньше коммунальщики их убирали за счет средств населения. А теперь, в соответствии с новым Жилищным кодексом, правила изменились. Решить проблему должны местные власти, а средства нужно выделить из городского бюджета. На сегодняшний момент мы занимаемся разработкой так называемои зональной

схемы Ульяновска, по которой каждый квадратный метр территории будет расписан за конкретным владельцем с определением источника финансирования.

– То есть надежда на то, что ситуация изменится, есть?

– Конечно. Думаю, что найдем решение этой проблемы.

– А когда можно ждать конкретного результата?

– Думаю, к осени. Городской бюджет уже сформирован, и чтобы изменить статьи расходов, необходимо время.

– Мы готовы подождать.

– Еще лучше, чтобы вы нам помогали. Своей активной социальной позицией. Звонками в мэрию, комитет ЖКХ и энергетики, управляющие компании…

– О, я это давно уже понял. Если не теребить коммунальщиков, мало что сдвинется с мертвой точки. А порядка все-таки хочется.

Замерзаем в своей квартире

Ф – С Аблукова, 71 беспокоят. Наталья Ивановна Васильева меня зовут. Не знаю, что уже и делать: замерзаем в своей квартире на первом этаже.

– Давно у вас с теплом проблемы?

– Четыре года живем в этом доме и не можем добиться, чтобы батареи стали горячими. Платим мы исправно. В одной комнате вроде тепло, а во второй и на кухне – холодно.

– А вы куда-нибудь обращались?

– Да коммунальщиков к нам не затащишь… Я первые несколько лет во все инстанции писала, а потом прекратила. Толку-то никакого.

– Так нельзя. Свои права нужно отстаивать. Давайте сделаем таким образом.Я направлю коммунальных работников к вам, и, для начала, мы выясним, в чем причина. А потом решим, что нужно делать дальше: заменить стояки или просто промыть систему.