В феврале исполняется 175 лет со дня учреждения самостоятельной Симбирской епархии. Говоря о местной епархии, мы вспоминаем о главных ее святынях – соборах.
В православной России кроме административно-территориального деления, на основе которого функционируют органы государственной власти, издавна существовало деление на церковно-территориальные единицы, именуемые епархиями. Как правило, их границы совпадают с границами губерний и областей. Во главе епархий стояли и стоят архиереи, представители епископата.
С основания Симбирска и до 1832 года вся территория вокруг него, ставшая впоследствии Симбирской губернией, находилась в составе Казанской епархии. Не единожды на заседаниях Священного Синода поднимался вопрос об открытии самостоятельной Симбирской епархии, но всегда откладывался. Лишь 9 февраля 1832 года Синод принял решение об открытии епархии и постановил, что быть ей «в третьем классе, после Оренбургской… Епископу сей епархии именоваться Симбирским и Сызранским… Пребывание ему иметь в Симбирске…».
На следующий день, 10 февраля, Николай I подписал «Высочайший указ» об учреждении Симбирской епархии и назначении на ее архиерейскую кафедру Минского архиепископа Анатолия, который оставался главой новой епархии до 1842 года. При нем была открыта Духовная семинария, освящен новый Свято-Троицкий летний кафедральный собор. Уйдя на покой, Анатолий окончил свои дни в Сызранском Вознесенском монастыре. В 2005 году останки первого симбирского архипастыря были торжественно перезахоронены в Ульяновске на кладбище при Воскресенской церкви.
После Анатолия на архиерейской кафедре сменился не один десяток архиереев, и каждый из них вносил свою лепту в местную церковную историю. Феодотий открыл женский Сретенский монастырь в Сызрани, восстановил разрушенную Жадовскую пустынь, учредил училище для девиц духовного звания (Епархиальное училище). При Феодотии же для симбирских архиереев был куплен у князей Хованских лучший в городе каменный двухэтажный дом на Венце.
Нереализованный проект перестройки Спасо-Вознесенского собора, 1883 г.
Симбирский Спасо-Вознесенский собор. Фото А. Баха, 1867 г.
Существуя рядом с государственными учреждениями, епархиальное ведомство не вмешивалось в политическую и экономическую обстановку в губернии. Здесь, как в параллельном мире, кипела своя особая жизнь. Духовные пастыри заботились об образовании, телесном и духовном здравии паствы, занимались просветительской и миссионерской деятельностью.
В тяжелые для церкви годы, когда в стране пропагандировался атеизм, было разрушено многое из того, что когда-то составляло гордость епархии. В конце концов, упразднили и ее саму. Но спустя много лет, пройдя через все тернии, она начала возрождаться. В 1989 году была восстановлена Ульяновская архиерей-ская кафедра, которую возглавил епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл.
Говоря о местной епархии, мы, прежде всего, вспоминаем о главных ее святынях — соборах Симбирска.
В разные годы в городе было несколько соборных храмов. В XVII веке ими являлись Троицкий собор в Симбирской крепости и Смоленский собор в Подгорье. В XVIII столетии, кроме Троицкого, статус собора имела главная церковь Спасского женского монастыря. Значительные изменения произошли в 1844 году после освящения нового Троицкого летнего кафедрального собора. Стоявший рядом с ним старый Троицкий собор был переосвящен в честь Святителя и Чудотворца Николая и стал называться Николаевским зимним кафедральным собором. В том же году вместо упраздненного собора Спасского женского монастыря в ранг соборного храма была возведена старинная Вознесенская приходская церковь, получившая название Спасо-Вознесенского собора. В годы лихолетья все симбирские храмы были уничтожены.
Мы помним недавнюю неудачную попытку восстановления Троицкого собора в самом центре города между памятниками Ленину и Карлу Марксу. От нее вовремя отказались и вернулись к прежнему проекту — постройке нового соборного храма по образцу особо почитаемого в прошлом большинством симбирян Спасо-Вознесенского собора.
Спасо-Вознесенский собор после его перестройки по проекту Розетти. Фото начала ХХ века
Первая Вознесенская приходская церковь (деревянная одноэтажная) была выстроена, вероятно, через несколько лет после основания Симбирска среди жилой застройки Московской слободы, формировавшейся в то время к западу от находившейся на Венце крепости, называвшейся Симбирским кремлем.
В скором времени Ульяновск вновь украсит православный храм
Вознесенская церковь стояла тогда посреди кладбища у пересечения Казан-ско-Саратов-ской дороги (позднее — улица Большая Саратовская, ныне Гончарова) и улицы, называвшейся Большая Свияжская (позднее — Московская, ныне ул. Ленина).
Просуществовала эта церковь совсем недолго. Уже в 1694 году с благословения казанского митрополита Маркелла на том же месте — возле Вознесенских ворот «большого города» (так в XVII веке называлась примыкавшая к Кремлю нагорная часть Симбирского посада) прихожане вместо первого, обветшавшего и маловместительного храма, построили другой, тоже деревянный, но уже с двумя престолами — в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы.
Эта церковь, как и первая, простояла более тридцати лет. В 1729 году казанский митрополит Сильвестр разрешил заменить деревянную церковь каменным двухэтажным трехпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня.
Новую каменную церковь строили очень быстро (в 1731 году она была закончена и освящена), но именно эта поспешность и привела к тому, что в сводах церкви вскоре появились опасные трещины, и ее пришлось временно закрыть. В истории храма начинается длительный период ремонтов и перестроек, продолжавшийся почти 40 лет. Только в 1769 году работы по «реставрации» храма завершились освящением всех его престолов. В своем первоначальном виде церковь была центрической (с колоколами в особом восьмерике, поставленном на главный купол) и являлась типичным образцом позднего московского (нарышкинского) барокко, которое называют «лебединой песней» самобытной древнерусской архитектуры.
Симбирская Вознесенская церковь всегда считалась «купеческой», так как купцы и мещане составляли большинство ее прихожан, жертвовавших большие суммы на украшение храма. В XVIII веке среди них выделялись богатые симбирские купцы Маленковы (Малиньковы), особенно Иван Федорович Маленков (Корольков), бывший в середине века президентом Симбирского городового магистрата.
Таким, как в XVIII веке, храм оставался недолго, и уже в начале XIX века начались новые ремонты и перестройки, целью которых было не столько укрепление сводов (их скрепляли изнутри железными полосами), сколько расширение храма за счет трапезной и боковых приделов к ней. Одновременно (с 1806 по 1829 годы) велось строительство огромной каменной колокольни. Она имела три яруса и завершалась высоким шпилем. Значительные средства на все эти работы жертвовали симбирские купцы и мещане Темниковы, Мамонтовы, Карташевы, Кутенины, Щербаковы и прочие.
Новый этап в истории старинного храма начинается с указа Святейшего Синода от 26 июля 1844 года, когда Вознесенская церковь была возведена в ранг собора. После этого, по проекту, утвержденному 29 мая 1847 года, храм был снова значительно расширен за счет новых пристроев с западной стороны. В 1859 году «усердием» церковного старосты храма, богатейшего симбирского купца Алексея Петровича Кирпичникова была надстроена колокольня, шпиль на которой заменили золоченой главой.
В грандиозный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя вновь дали о себе знать старые «раны» — в сводах и стенах опять стали появляться трещины. Тогда-то и родился первый проект полной замены старой восточной части собора совершенно новым сооружением, представлявшим собой несуразное нагромождение украшенных колоннадами объемов — нечто среднее между нереализованным творением архитектора Витберга (храм на Воробьевых горах в Москве) и вокзалом эпохи сталинского неоклассицизма.
Проект нового Спасо-Вознесенского собора. Архитектор Л.М. Варюхина, 1993 год.
Проект нового Спасо-Вознесенского собора. Архитектор Л.М. Варюхина, 2006 год.
К счастью, этот странный проект не был реализован, но проблемы остались, а поэтому в 1899 году симбирским архитектором Николаем Алексеевичем Розетти был разработан новый проект перестройки собора. В соответствии с замыслом этого автора на месте разобранной восточной части храма в 1900-1904 годах возвели грандиозное краснокирпичное сооружение в так называемом «русском стиле».
Богато украшенная кирпичная громада, увенчанная гигантской луковицей, пришлась по душе городским обывателям, зато местная интеллигенция отнеслась к творению Розетти весьма скептически, считая храм выстроенным в «купеческом вкусе».
В таком новом облике освященный в 1906 году Спасо-Вознесенский собор запомнился старожилам города. Он оставался действующим до 1920-х годов, пока его не закрыли и не попытались по моде той эпохи перестроить в фабрику-кухню. Из этой затеи ничего не получилось, и в 1930-х годах окончательно изувеченный храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик, который сначала украшала скульптурная группа, известная как «Три пионера», а в 1965 году в нем установили памятник Гончарову.
С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всесвятской церкви протоиерея Алексия Скала ведется строительство нового городского
каменного собора, прототипом которого стал симбирский Спасо-Вознесенский собор. Сейчас снова в моде грандиозные эклектичные постройки, чем-то напоминающие чужеземные образцы культового зодчества (помесь римского с вавилонским). Мы же надеемся в скором времени увидеть настоящий православный храм, который напоминал бы нам о великолепии прежних построек Симбирской епархии. Именно таким предстает перед нами новый Спасо-Вознесенский собор на проектных чертежах архитектора Ляйли Махмутовны Варюхиной.