У нынешних городских властей есть одно поразительное умение. Не успевают они выпутаться из одной скандальной истории, как тут же, со всего размаху, вляпываются в новую.
Очередной конфликт разгорелся по поводу выселения областного госархива из церкви св. Германа. С одной стороны, вроде бы, никто не против возвращения православной церкви ранее отнятого у нее храма. С другой, переселять архив некуда. А переселять его, даже без требований церкви, остро необходимо. Более того, это нужно было сделать еще лет 20-30 тому назад. Просто потому, что в нынешнем помещении невозможно обеспечить необходимые условия для хранения документов.
Ульяновская епархия вопрос о передаче ей храма начала поднимать еще в конце 80-х годов прошлого века. Учитывая важность для церкви именно этого, одного из немногих уцелевших в Ульяновске храмов, служители церкви были готова пойти на неординарный шаг. Они предложили за свой счет построить новое здание для госархива по самому современному проекту и оснастить его оборудованием. Заманчивые условия властями были отвергнуты в силу идеологических соображений: они не могли допустить, чтобы в «двух шагах» от Ленинского мемориала начала работать церковь. Епархии на время пришлось отступить.
Теперь ситуация в стране резко изменилась и епархии нет необходимости тратиться на новое здание для архива. К тому же для реставрации здания потребуются колоссальные средства. В результате серии судебных исков епархия без всякого выкупа получила юридические права на возвращение храма.
Изначально было ясно, что церковь никогда не отступится от храма, ведь здесь замурована святыня – мощи св. Германа. Пока шли судебные тяжбы, у чиновников было достаточно времени, чтобы проработать вопросы о том, где будет построено новое здание, из каких источников будет финансироваться строительство, но они «палец о палец» не ударили. В итоге вновь создана конфликтная ситуация и в дело вынуждены вмешаться судебные приставы.
Для сотрудников архива история повторяется с точностью до наоборот. В середине 30-х годов, когда архив вселяли в Германовскую церковь, большинство его сотрудников были из «бывших». Для них такое переселение являлось очевидным святотатством, и потому их заставляли здесь работать едва ли не силой. Сегодня, сотрудники архива абсолютно убеждены в необходимости переезда, но переезжать некуда. Не исключено, что выселять их, как и вселяли, тоже будут силой.
Церковь могла бы заключить с властями соглашение, жестко регламентирующее этапы предстоящего переселения, включающее в себя сроки для разработки проекта нового здания, для оформления необходимой документации, самого строительства и, наконец, переселения. В соглашении можно четко оговорить штрафные санкции в случае срыва сроков исполнения каждого этапа. Такой путь разрешения ситуации мог стать для всех участников конфликта «путем к храму».
Чиновники объявили, что новое здание архива будет построено на ул. Советской, на месте сквера за домом Языковых. Строительство здесь – заведомая чушь с любой точки зрения. В горархитектуре это хорошо известно. Да вот беда! Городскому архитектору Т. Тарасовой, явившейся в Ульяновск из Димитровграда с громадьем планов, практически ничего из них не удалось реализовать. Разве что, утыкать город нелепыми фигурками из кустов. Но ведь ей, как и всякому архитектору, какое-никакое наследие хочется оставить после себя. А тут подвернулся такой прекрасный случай! Либо впихнуть несуразное здание – монстр в законченный архитектурный ансамбль, либо от души поскандалить. В любом случае устремления чиновницы от архитектуры явно совпали с желанием остальной чиновничьей братии «подложить свинью» епархии за ее настойчивость и создание дополнительной головной боли блаженствующим в креслах чиновникам. Поэтому они громогласно заявили о планах строительства здания для архива в самом неподходящем месте. Чиновникам кажется, это станет их «козырем» в споре с епархией, которую непременно объявят виновной в появлении нелепого «шедевра» в центре города.
Выходит, что власти между «дорогой к храму» и конфликтом выбрали последнее?