Иногда сидишь дома перед телевизором и такого насмотришься, что волосы начинают дыбом вставать: в одних продуктах токсины, в других красители, эти не по правилам изготовлены, а эти из того сделаны, что и вовсе есть нельзя. От такого наплыва информации голова кругом идет, и к выбору съестного с большой осторожностью относиться начинаешь.

Выходной. Чему посвящает время в такой день рядовой горожанин? Очень часто походу по магазинам. Продуктов надо закупить, к предстоящим рабочим будням приготовиться. Благо теперь в нашей стране есть куда сходить и что купить. Кто-то спешит на рынок, кто-то в новенький, недавно построенный магазин. Кстати, магазины предпочитают все больше и больше жителей. Почему? Во-первых, график работы удобнее, во-вторых, ассортимент товара в разнообразии рыночному не уступает, а в-третьих, мы свято верим, что в магазинах товар весь сертифицирован и надлежащего качества (видимо, живы в нашем подсознании отголоски коммунистического прошлого, когда государство контролировало, как и чем кормят советского гражданина). Но всегда ли наше доверие оправдывается? Увы…

Все чаще раздаются в редакции звонки недовольных покупателей. Разочаровывают их модные ныне гипермаркеты.

С чем не может смириться покупатель?

1. Нередко товар на витринах выставляется с истекшим сроком годности.

Наталья, 27 лет:

– В супермаркете купила творожок «Агуша» (серия детского питания) для полугодовалого сынишки. Накормила ребенка. С двух чайных ложек – острое кишечное расстройство. Посмотрела на срок годности – творожок на витрине простоял лишних три дня. Три дня сверх срока годности для молочной детской продукции – уже катастрофа.

Молоко вообще стараюсь в супермаркетах не брать: через раз бывает несвежим, во время кипячения сворачивается.

2. Недовольны покупатели предоставляемой информацией.

Ирина, 20 лет:

– Очень часто печенье и конфеты в супермаркетах бывают несвежими. Пыталась найти на ценнике срок годности, но его почему-то не указывают. Есть только дата фасовки. Но насколько я понимаю, дата изготовления продукта и дата фасовки его в супер-маркете – это далеко не одно и тоже. Почему бы на ценниках не указывать «Годен до…». Или это кому-то не выгодно?

Щербакова Наталья Анатольевна:

– Очень много товара с одинаковым названием, сосиски, колбасы, сыры. Различить их можно лишь по месту изготовления и производителю. На ценниках производитель очень часто не указывается, приходится гадать, что сколько стоит.

Лидия Владимировна:

– Очень часто на ценнике у витрины одна цена, а в компьютере на кассе введена уже новая.

3. Заметили покупатели «подтасовку» ценников.

Юлия, молодая мама:

– На прилавке лежат «детские радости»: шоколадки, конфеты, пирожные с игрушками. Ценники с более низкой ценой видны сразу, они висят на переднем плане. И не всегда успеваешь сообразить, что «Киндер-сюрприз» никак не может стоить 10 рублей. На кассе у тебя за яйцо с сюрпризом берут 25 рублей. Пытаешься доказать, что на ценнике стоит 10 рублей. Тебя вежливо подводят и достают из-под одного ценника другой, где написано 25. При этом вгоняют в краску словами «Вас что, читать не научили? Цену увидели и ладно. А на что цена, уже не видите?» Читать нас научили, теперь еще надо всем научиться вчитываться, чтобы потом не краснеть у кассы, судорожно ища в карманах завалявшиеся монетки, чтобы расплатиться за покупку.

4. Расстраиваются покупатели, когда замечают несоответствие между купленным товаром и содержанием чека на покупку.

Мария, 34 года:

– Как-то пришла из супермаркета домой с покупками. Мама стала разбирать пакеты и говорит: «Зачем ты две шоколадки купила, да еще и съела по дороге. Не ребенок все-таки. Знаешь, что с деньгами в доме туго». Я в недоумении посмотрела на маму, а она мне чек протягивает, где черным по белому: «Шоколад…2шт». А я его в руках даже не держала. С тех пор проверяю чек на каждую покупку.

Мы решили проанализировать работу нового крупного магазина «Вестер Гипер».

Посетив торговую точку не один раз, мы составили список недочетов в работе магазина:

1. Магазин занимает большую площадь, в нём много разнообразных товаров. Для такого крупного магазина недостаточно указателей, которые подсказывают, где какой товар искать.

2. В гипермаркетах люди делают в основном большие закупки, поэтому покупателям удобно пользоваться тележками, их в магазине недостаточно.

3. Недостает в магазине детских колясок, за ними всегда очередь.

4. Многие товары расположены высоко на полках, до них не всегда дотянешься.

5. Есть в магазине продукты, которые люди накладывают себе в пакеты: пельмени, крабовые палочки, замороженные салаты и т.д., – это явное нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

6. Слишком узкие проходы, коляски, напротив, слишком широкие и неудобные.

7. Неудобно организована работа по хранению сумок.

Несомненно, в работе каждого магазина есть недочеты. Надеемся, что работники торговли учтут все замечания и пожелания, тогда поводов для конфликтов между покупателями и продавцами станет меньше. Люди будут ходить в магазины с удовольствием и покупать продукты без страха за свое здоровье.

Пожелания наших читателей

Наталья Александровна Чурикова:

– Цена товара должна зависеть от срока годности. Если до конца срока годности осталось 1-2 дня, цена должна быть снижена.

Румия Латыпова:

– Для постоянных клиентов неплохо бы выдавать накопительную карту скидок, независимо от суммы первоначальной покупки.

Аделя Кашаховна:

– Я верующая мусульманка, хотелось бы, чтобы появился магазин, торгующий освященным мясом.

Евгений Григорьевич Токарев:

– В супермаркеты не пропускают с детскими колясками. Хотелось бы, чтобы этот вопрос разрешился.

Светлана Вячеславовна:

– В супермаркетах очень маленький выбор продуктов детского питания, если бы разнообразили ассортимент, молодые родители ходили бы в магазины с большей охотой.

Наталья Гермоновна Рядникова:

– В районе переизбыток магазинов. Сейчас нужно обратить внимание на развитие досуговых центров для детей и подростков. Заволжье – район молодой, и вопрос, куда пойти с детьми, стоит перед многими родителями. Почему бы не построить детское кафе, где не продавали бы алкогольную продукцию, и куда без страха можно отпустить детей?

Еще не плохо бы было построить специализированный рыбный магазин, где можно купить не перемороженную, а свежую рыбу.

Что нравится

Наши читатели очень довольны магазином «Ассорти». Нет претензий к качеству продукции. Продавцы всегда вежливые. Цены низкие.

Очень нравится выпечка в «Вестер Гипер», высказывалось мнение об открытии отдельного магазина, который торговал бы этой выпечкой.

Что говорят документы

Вспомните свои походы в супермаркеты района и сравните, то, что вы видели, с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

п. 8.6. Взвешивание неупакованных пищевых продуктов непосредственно на весах, без оберточной бумаги и других упаковочных материалов не допускается.

п. 8.10. В организациях торговли при реализации тортов нарезка и продажа их частями запрещается.

п. 8.12. Скоропортящиеся пищевые продукты, масса (объем) и потребительская тара которых не позволяет осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), допускается реализовывать вразвес в отделах. Реализация продуктов из вскрытых потребительских упаковок осуществляется в течение одного рабочего дня, но не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (температура, влажность).

Отвечает специалист

В редакцию поступают звонки читателей, касающиеся правил торговли в магазинах самообслуживания. На некоторые из них мы попросили ответить Елену Дубовицкую, главного специалиста-эксперта управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

– Первый и наиболее часто задаваемый вопрос: можно ли покупателям самим накладывать для себя весовые продукты из коробок?

– К сожалению, ряд магазинов допускает такую практику реализации товара, хотя это противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям, п. 8.12. Эти требования распространяются не только на супермаркеты, но и на предприятия всех форм собственности, занимающихся торговлей. Какой бы ни была продукция, скоропортящаяся или с длительным сроком реализации, в любом случае продажа должна быть организована через прилавок, а при самообслуживании – предварительно расфасована в потребительскую упаковку. Но все-таки, я считаю, удобнее организовать торговлю таким образом, чтобы продавец сам взвешивал продукцию, именно столько, сколько требует покупатель. Тем более, что к расфасовке продукции допускаются не все сотрудники магазина, только продавцы и фасовщики. Именно эти люди проходят периодический медосмотр, что является гарантией соблюдения санитарных правил. Если к большой партии товара будут иметь доступ все желающие, никакой гарантии быть не может. Станет возможно не только внешнее загрязнение продуктов, но и, что намного опаснее, микробное загрязнение.

– Как поступить гражданам, столкнувшимся с фактами такой продажи?

– Если покупатели столкнулись с таким фактом, они должны обратиться в управление Роспотребнадзора по Ульяновской области с письменным обращением по адресу ул. Дмитрия Ульянова, 4 (тел. приемной: 46-29-36). По всем обращениям граждан нами проводятся внеплановые проверки предприятий торговли.

– А с какой регулярностью осуществляются плановые проверки?

– Один раз в два года согласно требованию действующего законодательства.

– Еще один вопрос наших читателей: можно ли торговать продуктами рядом с товарами бытовой химии, как зачастую бывает в супермаркетах?

– В 2001 году введены в действие санитарные правила, разрешающие торговлю продуктами питания и непродовольственных товаров в одном помещении. При этом предприятием должны выделяться отдельные зоны торговли. Над зоной торговли непродовольственными товарами должна быть выполнена вытяжная вентиляция, помещение должно быть хорошо проветриваемым. Эти требования должны соблюдаться предприятиями торговли, чтобы продукты питания не изменили своих вкусовых качеств.

– Во многих супермаркетах нижние полки стеллажей находятся невысоко от пола, есть ли какие-то нормы?

– Высота прилавка от пола жестко нормирована для хлебобулочных изделий, она не должна быть менее 50 см.