Открытое письмо Русского ботанического общества в ответ на решение администрации Сенгилеевского района не открывать национальный парк «Сенгилеевские горы» Ульяновское отделение Русского ботанического общества, прослушав по местному радио выступление главы администрации Сенгилеевского района А. Миронова о невозможности открытия давно запланированного национального парка «Сенгилеевские горы», считает необходимым высказать свое мнение в ответ на ряд в корне неверных положений, дезориентирующих общественность, прозвучавших в данном выступлении.

Господин Миронов, мягко говоря, не прав, заявляя, что на всех 50 тысячах гектаров национального парка нельзя будет вести хозяйственную деятельность и жителям негде будет пасти скот. Он умалчивает, а может быть, не знает о том, что в нац. парках есть разные зоны. Кроме относительно небольших заповедных зон, есть зоны для экологического туризма, зоны санаторно-курортного отдыха, зоны, где разрешена ограниченная хозяйственная деятельность: сбор грибов, ягод, умеренный выпас скота, восстановление леса, занятие различными промыслами. Что действительно запрещено, так это массовые рубки лесов и строительство крупных промышленных объектов типа цементного завода – разрушающих уникальные поволжские ландшафты и экосистемы и делающие невозможным развитие наукоемких и экологически чистых технологий, не вредящих природе и здоровью населения.

Тезис главы администрации о малой занятости населения при организации нац. парка (шесть рабочих мест) и большой при организации цемзавода (200 рабочих мест) также не выдерживает никакой критики.

Опять же стыдливо умалчивается о том, что если государственный штат самого нац. парка невелик, то у создаваемой вокруг него инфраструктуры он очень большой. Здесь может быть много выходов: создание гостиничных комплексов для туристов, организация экологически чистых производств – форелевых ферм и хозяйств (благо чистых речек много), заводов по разливу чистой питьевой воды, хозяйств по выращиванию и сбору экологически чистого лекарственного сырья (чем тоже славится Сенгилеевский район), развитие плодово-ягодных хозяйств и переработки фруктов и овощей, экологически чистых производств и многих подобных производств, в которых будет занято гораздо больше200 человек.

Отказ от такого пути развития района показывает нежелание главы администрации Сенгилеевского района отойти от шаблонов 30-х годов ХХ века, когда от природы не ждали милостей, а брали все, что хотели. К чему это приводит, мы видим на примере Аральского моря, зон экологического бедствия под Чапаевском и других регионов с развитыми грязными производствами. Нежелание работать на благо и здоровье людей вымирающей России – это самое страшное, что может быть в наше время, время экологической нестабильности. Цемзавод – это очень грязное и опасное производство, и строительство его в центре планируемого нац. парка нанесет удар не только по самому проекту, но и по здоровью населения поселка.

Строительство цемзавода недопустимо, так как оно приведет к разработке карьеров, загрязнению воздуха и воды, разрушению уникальных ландшафтов и экосистем Сенгилеевских гор, лишению жителей тех же самых грибов и ягод, пастбищных участков, о которых печется глава администрации, нарушению гидрологического режима родников, гибели редких растений и животных и, в конечном итоге, резкому ухудшению экологической обстановки Сенгилеевского района и здоровья местного населения. Этот факт давно поняли во всех регионах Поволжья, поэтому в Самарской, Пензенской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской областях, в Татарстане, Башкортостане, Мордовии, Чувашии давно организовано по два-три национальных парка, по одному-два заповедника и по нескольку природных парков, так как администрация этих регионов заботится о сохранении природы и здоровья своего населения. Наша Ульяновская область не имеет ни одного заповедника, ни одного национального парка, что объективно показывает, как власть заботится о нашем здоровье. И это при том, что наш регион имеет один из самых высоких экологических потенциалов в Поволжье.

Господин Миронов в своем выступлении подчеркнул, что опыт башкирских нац. парков показывает их несостоятельность, но он почему-то забыл о гораздо более близком опыте: рядом с нами есть успешно работающий национальный парк «Самарская лука», у которого нам бы не грех подзанять опыта работы по сохранению родной природы и по восстановлению здоровья своего народа.

С.ОПАРИНА, председатель Ульяновского отделения Русского ботанического общества.

А.МАСЛЕННИКОВ, секретарь Ульяновского отделения Русского ботанического общества.

А.ФРОЛОВ, А.ПУЗАКОВА, Н.СТАРШОВА, М.КУЗНЕЦОВА, Н.КОВШОВА, И.КОНЯЕВ, Н.РАКОВ, Е.ИСТОМИНА, Л.МАСЛЕННИКОВА.