Так теперь можно перефразировать известное выражение. И не случайно. В Ульяновске появились представители Российского авторского общества, которые следят за тем, чтобы все увеселительные заведения, где крутят шлягеры, исправно отстегивали проценты авторам и исполнителям. Но многие предприниматели в растерянности — не очередное ли это вымогательство?

Кстати, во времена Советского Союза все рестораны, кафе, бары, а также доморощенные ВИА исправно платили проценты авторам песен. Каждое заведение в конце месяца составляло список самых востребованных, популярных песен, и на основе этого шли отчисления. Не мудрено, что самыми богатыми тогда были не исполнители, а именно авторы шлягеров. Миллионерами считались Юрий Антонов со своими «Не забывай!», «Под крышей дома своего», Илья Резник и Раймонд Паулс со «Старинными часами», «Вернисажем», Вячеслав Добрынин (там что не песня, то шлягер) и так далее. А тогдашние «звезды» Михаил Боярский, Ирина Понаровская, Валерий Леонтьев да Алла Пугачева жаловались, что получают за концерт всего 8-10 рублей. Хотя выкладывались полностью. Ведь фонограмма тогда была что-то вроде фантастики.

В «ельцинскую эпоху» все изменилось. Поющие «звезды» стали получать бешеные гонорары, исчисляемые десятками тысяч у.е. Система «авторских» сборов рухнула, и поэты-песенники да композиторы стали прозябать, образно говоря, в нищете.

Положение дел решили исправить уже в этом тысячелетии. Сначала авторское общество появилось в столице. Потом в крупных городах. И вот теперь его «филиал» возродился в Ульяновске. Цель — контроль над со-

блюдением закона РФ об авторском праве.

Теперь все ульяновские увеселительные заведения (рестораны, бары, кафе, ночные клубы, а также супермаркеты и радио) должны каждый месяц перечислять определенный процент (минимальный размер — 0,1 % от основного дохода плательщика) тем авторам, чьи песни они крутят. Понятное дело — ресторан без музыки не обойдется. Без мелодии трудно расслабляться, а когда еще за столом «сто граммов», невольно запоешь типа «Муси-Пуси», «Черный бумер» или что-то из Верки Сердючки.

Если же предприниматели не будут отчислять авторам, то им грозит солидный штраф, сообщили на пресс-конференции в областном УВД. За этим делом у нас следит одна молодая женщина — представитель Российского авторского общества (РАО). Она ходит по увеселительным заведениям и заключает договоры. Если получает отказ, то обращается в милицию. УВД обязано оказывать содействие в защите авторских прав и законном использовании фонограмм. Например, недавно один известный ульяновский ресторан отказал представителю РАО в таком договоре. Тот обратился в отдел «К» УВД. Милиционеры посетили этот ресторан и объяснили хозяевам требования закона. Те сразу же уразумели: зачем им лишние

проблемы?! И согласились отчислять необходимую сумму.

Но это нововведение не касается домашней фонотеки. Дома вы можете крутить, скажем, Глюкозу или Била-на сколько угодно. Но если вы с помощью их композиций делаете свой бизнес, то вам придется делиться. Увы, такой закон. И действует он во всем мире. Поэтому достаточно придумать что-то типа бессмертной «Мурки» — и вам гарантирована безбедная старость. Например, благодаря этому обществу, скажем так, далеко не бедный композитор и певец Игорь Николаев к основному своему заработку ежегодно получает прибавку в 10 тысяч долларов. Это только за то, что где-то поют и крутят его «Айсберг», «Паромщик» или «Мельницу».

Кстати, предприниматели сообщили корреспонденту «НГ», что кафе и небольшие рестораны должны платить ежемесячно примерно 3 тысячи рублей. Многие из них согласны с этим. Но есть нюанс. Они не уверены, что эти деньги дойдут по назначению. Не очередное ли это вымогательство под прикрытием закона? Например, им совершенно не понятна схема прохождения денег. Не осядут ли эти деньги в карманах предприимчивых людей? Может, лучше сразу перечислять кругленькую сумму на счета Аллы Пугачевой, или Иосифу Пригожину, или той же Верке Сердючке?