ПРЕДСЕДАТЕЛЮ Законодательного собрания Борису Зотову БЫЛО НАПРАВЛЕНО ПИСЬМО ОТ УПРАВЛЕНИЯ РОСЗДРАВНАД-ЗОРА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В КОТОРОМ СООБЩАЛОСЬ О ПЛОХОМ ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ Областного онкологического ДИСПАНСЕРА.

Незадолго до этого в прокуратуру Ульяновской области поступила повторная жалоба ветерана труда, инвалида первой группы, в прошлом морского офицера и главного конструктора проекта автоматизированных систем Михаила Ивановича Никифорова. Вот уже два месяца Михаил Иванович, страдающий диабетом, не может получить по рецепту нужных лекарств. Обращения Никифорова, переправляемые областной прокуратурой областному министру здравоохранения и соц-поддержки Татьяне Губаревой, оставались без ответа. Теперь прокуратура приступила к самостоятельной проверке жалобы ветерана и инвалида.

Два факта, внешне, казалось бы, никак не связанные между собой, поскольку имеют разные источники финансирования, в реальности своего рода сообщающиеся сосуды.

Росздравнадзор выяснил, что вонкодиспансере лекарств в лучшем случае — 70 процентов от перечня, оговоренного приказом Минздравсоцразвития России «О минимальном ассортименте лекарственных средств». И лишь 34 процента наименований из перечня, утвержденного областным департаментом здравоохранения и фармации. Бесплатных лекарственных средств, предназначенных тем, у кого есть право на получение государственной социальной помощи, менее половины от требуемого перечня. Пациенты вынуждены покупать за свой счет препараты, которые порой сравнимы по цене с автомобилем — до 100 тысяч рублей за курс лечения.

Но всего 13 миллионов рублей выделено на 2007 год из средств ОМС на обеспечение стационарных больных онкодиспансера. Реальная потребность — минимум 50 миллионов рублей. На треть сократился его бюджет, составлявший еще год назад 123 миллиона.

— Я не понимаю, как руководство областной системы здравоохранения могло допустить такие просчеты при формировании бюджета, – говорит председатель комитета по социальной политике и делам молодежи областного парламента Денис Грибов. — Ведь подобная ситуация не только в онкодиспансере, она и в других лечебных учреждениях.

Сейчас, чтобы как-то срочно исправить ситуацию по онкодис-пансеру, областной власти придется где-то найти около 35 миллионов рублей. Но это временное спасение не решит проблемы, корни которой, по мнению Грибова, гораздо глубже. Месяц назад Законодательное собрание области обратилось к федеральным властям с письмом по поводу серьезных проблем в дополнительном лекарственном обеспечении (ДЛО). Депутаты заявляли, что введенное ограничение финансирования ДЛО в размере одной трети от потребности, возло-жениефедеральным министерством здравоохранения и соцразви-тия всех забот на регионы приведет или к тому, что льготники останутся без лекарств, или к тому, что на это пойдут средства ТФОМС, предназначенные для финансирования лечебных учреждений. А это приведет к не менее печальным результатам. Вышло еще хуже. Средств, как выяснилось, не хватает у Ульяновской области ни на то, ни на другое. И хотя, по отчетам департамента здравоохранения, 95 процентов льготных рецептов отовариваются, депутаты утверждают: в аптечных пунктах нет и трети от требуемых препаратов. В аптечных пунктах «Биотека» фармацевты не скрывают, что на полках лежат тысячи и тысячи рецептов «на ожидании». И это с учетом того, что руководителям поликлиник была дана негласная команда ограничивать выписку рецептов, чтобы уложиться в лимиты.

– Наверное.надоещераз прокричать об этой боли регионов, — продолжает Грибов. Если в 2005 году, когда вводилась новая система дополнительного лекарственного обеспечения, никаких ограничений по выписке рецептов не было, то в 2006 году они были введены и мы вышли к концу года с огромным долгом— 450 миллионов рублей. В этом году не только остался прошлогодний долг, но и действуют жесткие ограничения. Пришлось идти на передвижки средств. Губернатор взял на себя ответственность и подписал гарантийное письмо о поиске дополнительных средств. Но их вынуждены будут передвигать с других статей – с тех, что шли на финансирование лечебных учреждений.

Ситуация, по мнению Грибова, критическая. Средств, заложенных в региональном бюджете и через ТФОМС, теоретически хватит для больных сахарным диабетом, онкологическим больным и тем, кому требуется гемодиализ. Теоретически. В реальности, закрывая одни дыры, оставляем без препаратов других. Инвалид Никифоров, обратившийся к областному прокурору, так и не может получить лекарства для борьбы с сахарным диабетом. Он вынужден покупать их за свой счет.

– Когда принимали бюджет, мы знали, что на всю нашу систему не хватает400 миллионов. Финансисты нам обещали добавить по итогам первого квартала, – говорит директор областного департамента здравоохранения и фармации Наталья Емельянцева. Но болезни не ждут окончания квартала. И пока приходится решать проблему все той же примитивной передвижкой средств. Такие проблемы, по мнению Емель-янцевой, есть везде, но в более успешных регионах, где в бюджете закладываются на лекарственное обеспечение дополнительные деньги и очень развито платное лекарственное обеспечение, все-таки легче. А что делать Ульяновской области?