Родителей Эльмиры Галлие-вой из Ульяновска не волновало, что на дворе уже 21 век – свою дочь они, правоверные мусульмане, выдали замуж за мужчину, которого она видела до свадьбы лишь один раз. Девушка несчастна, она считает, что соблюдение законов ислама ломает ей жизнь.
ТЫ ДОЛЖНА! ТЫ ОБЯЗАНА!
Эльмира росла в строгой мусульманской семье. Родители требовали от нее соблюдения пятикратной молитвы (намаз), ограничений в пост Рамадан. Одевали девушку тоже по законам ислама, правда, разрешали не носить платок, но юбки покупались длинные, кофты – с закрытым горлом и длинными рукавами. Все ее вещи были спокойных тонов, ничего яркого, а из нижнего белья – только трикотажные трусики (обязательно белые) и никаких лифчиков, только майки – чтобы форма груди «терялась» под кофтой. Запрещали красить волосы и лицо, также нельзя было делать модные стрижки.
– На меня всегда со всех сторон сыпалось, что женщина должна быть скромной, должна говорить тихо и мало, должна хорошо готовить, убирать, сторониться мужчин, проводить вечера дома. В общем, сплошное «должна». А когда я как-то спросила, что «можно», отец ответил: «Во всем меня слушаться!». В общем, жила, как в клетке, и ждала совершеннолетия, чтобы отрезать косу, выйти замуж и начать в открытую курить и краситься, – говорит Эльмира.
Почему в открытую? Потому что тайно все это девушка уже давно делала. Врала, что совершает намаз, врала, что во время поста не ест до захода солнца. «Стреляла» у подруг «нормальные» шмотки и тайком покупала косметику. Утром перед школой заходила на стройку, там переодевалась, красилась и, спрятав пакет с вещами, шла на занятия в обычной «светской» одежде. Зимой, правда, тяжко приходилось…
Однажды, когда Эльмира училась в десятом классе, отец увидел, как она шла из школы «при параде», и сильно избил ее дома, сказав, что непослушание и обман – это тяжкий грех, «харам». С тех пор она больше не рисковала и ходила в школу в том, в чем велел отец, страшно завидуя другим девчонкам из класса, которых в семье Эльмиры называли «шалавами», и с которыми ей категорически запрещалось общаться.
МОЛЧИ, ЖЕНЩИНА!
Когда Эльмире исполнилось 17 лет, отец сообщил, что подыскал ей мужа.
– Я сначала обрадовалась, думала: вот уеду из дома и заживу нормальной, полноценной жизнью, в ВУЗ поступлю, на работу выйду. Но все оказалось совсем не
так, – вздыхает девушка.
Знакомить дочь с будущим мужем отец не планировал. Причина отказа просто ошеломила девушку -отец спросил, а зачем ей это нужно? Типа, я уверен, что мужик нормальный, а твое мнение ничего и не значит – молода, глупа и сама решать не в состоянии.
До свадьбы Эльмира виделась с
будущим мужем лишь однажды. Как-то девушку заставили буквально вылизать всю квартиру, а на следующий день одеть неожиданно купленный красивый брючный костюм. И тут появился он – Марат… Общение с будущим мужем ограничилось тем, что, когда Эльмира накрывала стол для завтрака, тот сказал ей спасибо…
– Следующие два месяца мы готовились к свадьбе, – рассказывает Эльмира, – Сторона Марата занималась вопросами, связанными с банкетом, а мои родители покупали мне новые вещи для гардероба. И не
только вещи, но и дорогое белье, чулки, пеньюары – в общем, все то, за желание чего меня раньше пороли…
Свадьбу отмечали в Самарской области, на родине Марата. Гуляли четыре дня.
– Было просто море родственников, с моей стороны – человек 60, причем, большинство из них я до
этого дня даже не встречала, – говорит Эльмира. – Когда я, еще до свадьбы, попросила отца не звать посторонних мне людей, он разозлился и заявил, что ему не надо, чтобы говорили о его плохом материальном положении. То есть, получалось, что бракосочетание – не мой праздник, а вопрос престижа семьи…
БЕСПРАВНАЯ…
Эльмира говорит, что Марат оказался, в принципе, нормальным мужиком, но уж больно «сдвинутым» на чистоте.
– Требовал, чтобы я убирала, как его мамуля, – рассказывает молодая жена. – Брал белый платок и проводил им по мебели, и, если на нем появлялись пятна, заставлял все мыть заново. Мог устроить дикий скандал из-за складок на рубашке! Порой звонил моим родителям и высказывал, что меня не научили элементарным вещам… Когда я забеременела, от домашней работы меня освободили, но стали относиться, как к свиноматке. Мои желания не имели никакого значе ния! Например, хочу я смотреть фильм, а мне говорят, что этот фильм смотреть нельзя, а то буду нервничать, а это для ре- бенка вредно. Я ненавижу мор- ковный сок, а меня заставляли его пить! Это, мол, для ребен- ка полезно! Я чувствовала себя «колбой», в которой развива- лась кровиночка Марата!
Муж требует от жены полно- го послушания. Заставляет носить платок, не говоря уже о пятикратной молитве и Рамадане. Единственное, в чем Марат не ограничивает супругу – материальные траты, но, если раньше одежду девушке выбирал отец, то теперь этим занимается он сам.
– Об учебе в университете он мне велел забыть, – продолжает Эльмира, – о выходе на работу – тоже. По его словам, если женщина работает, это значит, что муж не успешен и не в состоянии прокормить семью. А это позорно… Вот и живу на правах комнатной собачки… Меня постоянно гложет ощущение, что я хотела другой жизни! Я мечтала вырваться из родительской клетки, а не сменить ее на другую. Нам, женщинам, по исламу, даже на кладбище нельзя на похороны ходить, спасибо, что хоть не за оградой закапывают…
О ПЛЮСАХ
Плюс в своем браке Эльмира видит только один.
– Я чувствую себя защищенной, – говорит Эльмира. – Я уверена на 99%, что Марат меня не бросит, у нас такое не принято. Мусульмане, как правило, женятся один раз и на всю жизнь. Потому что, во-первых, и за женихом, и за невестой – туча родни, и развод сопровождается большими скандалами между всеми ними, что создает большие проблемы. Во-вторых, у фундаментальных мусульман существует махр – очень большая сумма, которая дарится невесте. В случае развода по инициативе мужа деньги остаются у нее. В-третьих, свадьбы у нас очень пышные и родители несут большие расходы. Разводом ты наносишь им очень сильное оскорбление – получается, что они для тебя в лепешку разбились, а ты… Но стоит ли жить ради таких «плюсов»?
ОШИБКА ВОСПИТАНИЯ
Мы попросили прокомментировать рассказ Эльмиры преподавателя основ ислама в новгородской мечети Галлию Юсуповну. Галлия заявила нам, что в изломанной судьбе девушки виноваты родители, потому что они не смогли правильно преподнести ей основы поведения исламской женщины, и все связанное с исламом она стала воспринимать как издевательство над собой.
– Если они хотели вырастить ее правоверной мусульманкой, то и воспитывать ее следовало по-другому, – говорит Галлия. – Во-первых, родители не просвещали дочь. Надо, чтобы человек жил по законам ислама не из-под палки, а по велению души, следовательно, им нужно было больше рассказывать ей о религии, чтобы она поняла истоки такого поведения и уже сама -осознанно – захотела жить по канонам нашей веры. А ее просто заставляли тупо слушаться старших членов семьи! Неверным было и разрешение не носить платка. Это одно из главных наших правил, мы специально еще маленьким девочкам повязываем на голову платочки, чтобы они с детства привыкали к головному убору и, когда достигнут совершеннолетия, не противились закрывать волосы. Родители должны учитывать, что в смешанном обществе, где преобладает другая культура, очень тяжело воспитать ребенка истинно верующим. Дома ему говорят одно, а он выходит на улицу и видит, что почти все живут по-другому, попадает под влияние друзей. Поэтому надо иметь терпение и много знаний, чтобы убедить, а не заставить…
Галлия Юсуповна говорит, что законы, направленные на защиту исламской женщины, Эльмира трактует наоборот. Они предназначены не для того, чтобы мешать, а для того, чтобы помогать… Например, закрытая одежда в первую очередь служит защитой женщины от мужского домогательства на улице. Что касается запрета на работу, то это не притеснение. Домашний труд ислам расценивает как тяжелый и изнурительный, который ни в чем не уступает труду мужскому, приносящему материальный доход. Так зачем же перегружать женщину, заставляя зарабатывать деньги? Все каноны ислама направлены на то, чтобы уберечь женщину от всех жизненных проблем и дать ей возможность, не думая о хлебе насущном, спокойно воспитывать детей…
– Истоки нынешних семейных проблем Эльмиры не имеют никакого отношения к вере, – объясняет Галлия. – Здесь дело в характерах супругов… Согласно нашей вере, женщина обязана мужу только постелью, она не является его домашней рабой. Жена имеет право на свое мнение и не должна во всем слушаться мужа. Другое дело – чтобы попасть в рай, она должна сделать мужа счастливым. Но, опять же, это ее долг перед Аллахом, а не перед супругом.
Что посоветовать Эльмире? Галлия говорит, что, если уж она смирилась с ситуацией, то должна перестать расстраиваться и начать изучать религию. Главное – найти плюсы в своем положении, научиться видеть жизнь в светлых тонах…
– Она говорит, что бесправна и ее мнение не важно мужу, но при этом рассказывает о том, что муж все делает, чтобы она не нуждалась, не отказывает ей ни в чем! -говорит Галлия Юсуповна. – Представьте, сколько женщин в России отдали бы все, чтобы иметь возможность жить такой жизнью: заботливый, пусть и требовательный, муж, дом – полная чаша, дети… Эльмира живет, как за каменной стеной, ее любят, защищают, отгораживают от всех жизненных проблем и неурядиц, стараются сделать счастливой. Что еще нужно женщине?..