На прошлой неделе в одну из майнских газет пришло письмо из поселка Игнатовка, где жители жаловались на то, что им негде стало помыться:
«Убедительно просим вас помочь нам разобраться в нашем горестном и плачевном, можно сказать, деле. У нас закрыли общую баню и говорят, что виноваты в этом мы. Вроде как, не платим долги. Но мы же ходим в баню не бесплатно. Кто же накопил эти долги? Нас даже перед Новым годом за какие-то грехи не помыли, хотя и обещали! У нас в войну и то была баня, а сейчас многие люди даже запаршивели – чешутся, прыщами покрылись. Не все же богатенькие и имеют бани и удобства. В поселке в некоторых колонках даже воды нет. Помогите вернуть праздник для души и тела!»
Тема, может быть, по сравнению с иными проблемами, не слишком масштабная, но шум поднялся нешуточный – Игнатовку даже посетили представители центральной прессы, чем немало удивили как местных жителей, так и местную администрацию. Мы тоже попытались разобраться в сути проблемы, и вот что в итоге получилось…
– Да, общественная баня сейчас не работает, – не стал скрывать истинного положения дел глава администрации городского поселения Игнатовка Александр Анохин, – зато есть тепло в многоквартирных домах, хотя даже на это найти средства – тоже большая проблема.
Как выяснилось, баню передали на баланс поселения, когда не стало суконной фабрики
После введения на территории области 131-го закона пришлось с нуля организовывать коммунальную службу, и выяснилось, что доходная часть местного бюджета в несколько раз меньше расходной, а затраты на баню десятикратно превышают тот доход, который она, в принципе, может принести. Баня работает два дня в неделю – субботу и воскресенье, но отапливать ее приходится постоянно. За девять месяцев 2006 года затраты на ее содержание составили более 400 тысяч рублей, а доход – 42 тысячи… Билет стоит 25 рублей, а для полного покрытия затрат цену надо поднимать до двух сотен.
– За такие деньги только я с моей зарплатой главы администрации мог бы себе позволить помыться раз в месяц, – отметил Анохин. – Но у меня в квартире ванна есть, а попариться можно сходить к друзьям и знакомым, у которых есть свои бани…
В ходе разговора выяснилось, что у бани в поселке не более полусотни постоянных клиентов, и каждый из них приносит местной казне 10000 рублей убытку ежегодно. Где же моются остальные? Во-первых, у многих есть собственные бани, и они не отказывают соседям в паре на банный день, в многоквартирных домах – газовые колонки, ванны…
Но как быть тем, кто подобных удобств не имеет? Отдать баню в частные руки? Но кто возьмет заведомо убыточное предприятие… Переоборудовать в комфортабельную сауну, и драть с богатых клиентов по полной программе? Откуда в Игнатовке и ее окрестностях богатые клиенты?!
– Конечно, баня нужна, – признал начальник игнатовских коммунальщиков Валерий Шайдуров. – И как только мы сможем отдать долги энергетикам, она вновь будет работать. Но надолго ли при таких-то убытках? Мы ищем выход из положения: либо переведем баню на газ, и это снизит расходы, либо построим новую – деревянную, с печкой, которую не надо топить постоянно, только затем, чтобы трубы не замерзли.
Проблема ещё и в том, что в Игнатовке невозможно обеспечить работой всех. Недавно восстановилось производство в одном из цехов суконной фабрики, но и там работает не больше двухсот человек – вместо шестисот, как было, когда фабрика работала на полную мощность. Да и те получают среднюю зарплату не больше 2000 рублей. Люди уезжают на заработки в Москву, в другие города. Один местный житель, например, уехал, и его нет уже второй год. Его квартира отапливается, а он, естественно, не платит, задолжал уже 12 тысяч – сумма по местным меркам громадная. Кому-то просто нечем платить – половина населения – пенсионеры.
После того, как территория области стала экспериментальной площадкой 131-го закона, проблем стало несравненно больше, поскольку местные бюджеты имеют только три источника доходов – налоги с физических лиц, земельный налог и коммунальные платежи. И в результате доходная часть бюджетов в большинстве поселений оказалась в несколько раз меньше расходной. Мы что – самый экономически развитый регион? И возникает естественный вопрос: а стоило ли областной администрации «бежать впереди паровоза» при введении закона о местном самоуправлении и проверять на населении, насколько продуманы, действенны и полезны реформы, спущенные сверху.
Владимир Толстой
Фото автора
К фотографиям:
02. Вот она – игнатовская баня.
04. Пока в баню можно сходить только в зимней одежде…
05. Александр Анохин: ««Это в Москве бани нужны для того, чтобы развлечься, выпить, отдохнуть… А в Игнатовке баня для того, чтобы мыться…»
06. «А мы ходим в баню к соседям – со своими дровами…»