Ценители классической музыки получили прекрасный подарок – концерт Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением удивительного дирижера Юрия Кочнева.
Юрий Леонидович Кочнев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по трем специальностям. Кандидатом искусствоведения. С 1975 года – главный дирижер, а с 1991 – художественный руководитель Саратовского академического театра оперы и балета. Награжден специальным призом «Золотая маска» национального театрального фестиваля (Москва, 1998) «За мастерскую и вдохновенную интерпретацию оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича».
– Мое знакомство с Ульяновском состоялось около 30 лет назад, – рассказал маэстро перед концертом корреспонденту «ДЗ». – Я тогда прибыл на родину Ленина с Саратовским театром на гастроли. С тех пор побывал здесь с гастролями еще раза два-три. Этим, собственно, связи и ограничивались. А вот с ульяновским оркестром встречаться не приходилось, поэтому с большим удовольствием принял ваше приглашение.
Программа, которую мы выбрали, включает в себя наиболее популярные сочинения европейской классики. Однако так получилось, что в последнее время они в Ульяновске не звучали. Речь идет об монументальной увертюре к опере Вагнера «Тангейзер». Затем прозвучит Второй концерт для фортепиано Ференца Листа, Пятая симфония Бетховена – произведение очень сложное и для оркестра, и для дирижера, удивительно насыщенное, драматичное, философское полотно.
Каким образом все авторы связаны между собой? Бетховен – крупная вершина немецкой симфонической классики. Вагнер же – поздний романтик. Являясь автором большого количества опер, он, казалось бы, сконцентрировался исключительно на музыке вокальной, но его оперы отличаются от произведений современников тем, что в них необычайно сильно симфоническое начало. Пожалуй, именно это роднит его с Бетховеном. Лист – современник Вагнера, они хорошо знали друг друга. Лист стал инициатором и руководителем первого представления оперы Вагнера «Лоэнгрин». Таким образом, соседство в одном отделении увертюры «Тангейзер» и фортепианного концерта Листа довольно органично.
… Когда затихли последние аккорды, зал взорвался аплодисментами. Расходясь, зрители обменивались впечатлениями: «Надо же, как, оказывается, может звучать наш оркестр! А уж хорал был просто дивный! Какое благородное звучание!».
При этом мало кто знал, что на подготовку концерта было отведено ничтожно малое количество времени – всего три дня. Проходили репетиции в кошмарнейших условиях: дело в том, что наш дорогой «Губернаторский» оркестр, вынужден ютиться в здании филармонии. Зал же филармонии не вмещает всего оркестра в полном составе. Юрию Леонидовичу было предложено два варианта проведения репетиций: либо в концертном зале, но с неполным составом, либо в фойе филармонии, где худо-бедно может разместиться весь оркестр, где музыканты не будут видны из-за колонн, а акустика такая, что недолго и оглохнуть. Маэстро выбрал второй вариант.
Как сказал один довольно известный человек, вряд ли такой поступок можно назвать подвигом, но что-то героическое в этом, несомненно, есть. Конечно, куда проще и комфортнее музыканты чувствовали бы себя в Большом зале Мемориала. Увы, такие «звезды», как Верка Сердючка способны более щедро оплачивать аренду. Просто удивительно, что звезды такой величины, как Юрий Кочнев, ведут себя столь снисходительно, отказываясь от элементарных удобств ради искусства – уж простите за высокопарность фраз! Попробовали бы вы предложить той же Сердючке порепетировать в фойе!
– Работать с этим дирижером было для нас очень интересно и полезно, – сказал Марат Салихов, концертмейстер группы первых скрипок оркестра «Губернаторский». – Он точно знал, чего хочет и как этого добиться. Некоторые дирижеры, начиная работать с оркестром, не имеют определенной концепции произведения, а уже по ходу ориентируются, где что плохо звучит, с чем нужно поработать. Конечно, такая музыка требует огромного напряжения и концентрации, но, думаю, нам удалось показать себя с лучшей стороны. Вообще я считаю, что наш оркестр имеет хороший уровень. Просто когда-то, в самом начале формирования коллектива, планка была поставлена очень высоко, и с тех пор стараемся ее поддерживать. Иначе как бы мы смогли за три дня в таких условиях подготовить такую программу?!