Сурскому району, похоже, в последнее время фатально не везет. Правда, трудно сказать, насколько это невезение объясняется совершенно непреодолимым стечением обстоятельств, а насколько -действиями отдельных представителей местной власти… Трагическая гибель в прошлом году гогдашего главы района Валерия Костоломова – это, конечно, как говорили в старину, злой рок. Но вот глава администрации района Александр Антонов, которого губернатор Сергей
Морозов потребовал освободить от занимаемой должности, никак не может ссылаться в свое оправдание на то, что «бес попутал». Никакой не «бес», а сам г-н Антонов прокатился на халяву в Берлин, назначив себя руководителем делегации сурских фермеров.
Обсуждать с немецкими геррами проблемы сельского хозяйства – это, конечно, гораздо более приятное занятие, нежели заниматься этим самым хозяйством в собственном районе. Только вот ни к чему хорошему подобный стиль руководства привести не
может. И не привел.
ВЫМИРАЮЩИЕ СЕЛА
Страшная цифра: только в 2006 г. число ПУСТЫХ домов в с. Ждамирово Сурского района увеличилось с 350 до 500! 150 опустевших домов ЗА ОДИН
И не одно Ждамирово вымирает на сурской земле. Примерно то же самое, хоть и более меренными темпами, происходит в Большом Кувае, Астрадамовке, Никитине, Усть-Урене, других селах и деревнях. Везде, где нет действующих колхозов, т.е. нет работы, трудоспособные жители либо спиваются и гибнут, либо бегут, куда глаза глядят. Пустые, заросшие сорняками поля-это пустые дома. Аксиома.
Принимало ли сурское начальство какие-то меры по оживлению АПК, по привлечению инвестиций в эту сферу? Надо признать, принимало. Однако, по большей части, эти меры оказались не слишком
удачными. Не в последнюю очередь оттого, что инвесторов, как правило, выбирали не слишком разборчиво.
ПОБАЛОВАЛИСЬ И ПЛЮНУЛИ
Результат оказался плачевным. Вот занялся было местный бизнесмен Александр Ивахин (бывший директор сурской «Сельхозтехники») сельским хозяйством, создал агрофирму «Сурская», набрал земли в аренду. Побаловался немного и плюнул. В начале этого года объявил, что больше обрабатывать он свои 1700 га не будет.
Наше, мол, вам, и с кисточкой.
В с. Кезмино тоже появился подобный инвестор – какая-то иногородняя фирма с романтическим названием «Весенний сюжет». Получала-за символическую арендную плату – и земельные паи, и уцелевшие остатки имущества закрывшихся сельхозпредприятий. И тоже объявила о сокращении в этом году запашки на 500 га.
Вот так. Сельское хозяйство – это не . «купи-продай», чтобы им заниматься, надо иметь терпение и быть подлинным патриотом своего дела.
ОДИНОКАЯ «ЗАРЯ»
В том же Сурском районе есть пример возрождения совсем было развалившегося хозяйства. Это СПК «Заря» в Шатрашанах. Туда не прилетали сизыми орлами иногородние фирмачи-инвесторы. Там не обрабатывалось 4 тыс. га земли. Нашлась смелая женщина – Зоя Николаевна Вахонина -объединила вокруг себя шатрашанцев, организовала на руинах распавшегося колхоза совершенно новое хозяйство. И вот, худо-бедно, 2 тыс. га в этом селе пашут. И будут пахать.
К сожалению, подобный пример один. На весь район. Поскольку кое-кому было гораздо приятнее ездить за границу под видом «фермеров», было гораздо легче встречать с распростертыми объятиями разные «Весенние сюжеты» (романтики, блин!), чем искать и находить возможности подъема сурского села собственными силами.
Вот и стоит одинокая шатрашанская. «Заря» на общем удручающем фоне заброшенных полей, останков от когда-то существовавших ферм и заколоченных досками окон домов.