Когда в моей квартире начинает «урчать» или подкапывать кран, я не вызываю сантехника. Я просто беру в руки инструменты и сам навожу порядок. Я хочу, чтобы в квартире всегда был порядок. Но одно дело навести порядок в одной квартире. Другое – в многоквартирном доме. Третье – в 25 домах кооператива. Ведь в квартире я принимаю решение самостоятельно. А для решения проблем 25 кооперативных домов нужно учесть голоса всех его членов…
В номере от 22 февраля в «НГС» была опубликована статья о ЖСК «Комплекс» – самом большом кооперативе Ульяновска (25 домов, 11,5 тысяч человек). В ней я рассказывал о том, что в ЖСК в течение десяти лет не было ни одного общего собрания. А в прошлом году, летом, наконец-то провели конференцию. Однако ее решения были оспорены некоторыми членами ЖСК в суде (судебные тяжбы продолжаются до сих пор). На 4 марта 2007 года было назначено проведение очередной конференции. И в период ее подготовки интерес к кооперативу неожиданно обострился.
«Гражданский контроль»
Сначала появилось письмо к губернатору, мэру и прокурору области (его подписали председатель УРО «ОГФ» Александр Брагин, исполнительный директор УРО «Народно-демократический союз» Игорь Топорков и зампредседателя движения «За права человека» Михаил Насыров). В этом письме сообщалось о некоторых нарушениях при проведении конференции в прошлом году и опасении, что конференция 4 марта 2007 года тоже может пройти с нарушениями. О том, кто конкретно обратился за помощью в перечисленные организации, не сообщалось. В заключение своего обращения подписанты просили высоких лиц «не допустить обмана нескольких тысяч людей» и предупреждали, что «результатом обмана может стать резкое увеличение социально-экономической напряженности в Заволжском районе, а также может стать толчком к массовым акциям гражданского протеста».
Реакция на письмо мне не известна. Однако «общественный контроль» на этом не прекратился. Некоторые из подписавших обращение приезжали накануне конференции на собрания в дома кооператива (в 8 часов вечера, при этом с ними находилась съемочная телевизионная группа). На вопросы организаторов собрания – кто пригласил? – представители «общественного контроля» почему-то называли фамилии людей, не проживающих в этом доме.
Накануне конференции УРО «Народно-демократический союз» тиражом 3 тыс. экз. выпустил бюллетень «Симбирский вестник», в котором одну страницу посвятил ЖСК «Комплекс» (газету щедро – в некоторые ящики по 5 штук – разнесли по домам ЖСК). дома кооператива (при этом с ними е законяилась. сти ошлом году и о подписали председатель УРО «
У бюллетеня оказался один недостаток: разносить его нужно было вместе с решением суда от 25 сентября 2006 года. Потому что общественные «контролеры» допустили в своих материалах несколько неточностей. Лично мне достаточно одной ошибки, чтобы поставить под сомнение все, написанное о кооперативе. Так, в бюллетене в правой колонке написано, что выборы правления на конференции 15 июля 2006 года признаны судом «недействительными». Однако суд удовлетворил претензии истцов частично. И в изложении решения суда, на мой взгляд, нельзя допускать обобщающих выводов. Что касается выборов правления, то суд признал недействительным избрание лишь шести человек.
Отмечу, что читатель бюллетеня, неискушенный в подробностях о деятельности правления ЖСК, легко мог попасться на удочку. Еще пример. «Общественные контролеры» сообщают, что председатель правления, избранный на летней конференции, не являлась членом ЖСК и потому не могла быть избранной в правление. Так оно и есть, суд признал ее недействительным, обязав передать по акту имущество «Комплекса». Однако свои полномочия она сдала только в конце прошлого года (и только с начала января 2007 года исполняющим обязанности председателя стал Виктор Павлов). Бюллетень сообщает, что «прежний председатель правления единолично принимает решение от имени ЖСК «Комплекс» об участие (грамматика и орфография статьи сохранены – Г. А.) в ООО «Комплекс» и предлагает данную организацию в качестве подрядчика по обслуживанию домов ЖСК «Комплекс»». При этом «контролеры» не пишут, что учредили ООО «Комплекс плюс» (на самом деле оно так называется) три физических лица. Не сообщается в статье и о том, что правление на своем заседании 27 ноября не согласилось с предложением передать дома кооператива на обслуживание этому ООО…
В общем, кое-чего «общественные контролеры» не увидели, или не захотели увидеть.
Правда, на этом их «участие» в конференции 4 марта не окончилось. В этот день утром они развернули плакаты и флаги и входа в школу № 50, в которой и проходила конференция. Правда, непонятно, зачем пикетчики еще полтора часа стояли на морозе после того, как конференция уже началась. Ведь видеть их могли разве что наряд милиции да редкие случайные прохожие. Впрочем, еще снимал и их оператор. Но только на улице. Говорят, что в актовый зал «контролеров» не пустила охрана. А почему на конференцию не попал оператор, мне не известно… Мне же нелегко было наблюдать ход конференции в течение почти пяти часов: проблем у ЖСК накопилось много. И многие выступавшие об этом говорили: «Мы сегодня высказали столько, сколько за 10 лет не говорили…»
На кооперативный «огонёк»?
Наследство после 10-летного управления кооперативом практически одним человеком оказалось тяжелым. Впрочем, конференция прошлого года, решения которой некоторые члены ЖСК оспорили в суде, лишний раз доказывает это. И прошлогодняя и эта конференции готовились тяжело, что в некоторых деталях я показал выше. И перед прошлогодней, и перед конференцией этого года шла настоящая борьба за избрание в состав правления.
И выступать на конференции некоторым ее делегатам было трудно: зал неодобрительно гудел. Директор ООО «РЭС» Владимир Филиппов (ООО обслуживает по договору с ЖСК 16 его домов) говорил следующее: «Нас в очередной раз пытаются обмануть. Не во всех домах были проведены собрания, в некоторых домах просто собрали подписи. Я считаю, было бы правильно поставить вопрос на общей конференции всего ЖСК и дать слово кандидатам в правление. Есть люди, которые не проводили собрание. Поэтому предлагаю проводить конференцию по домам». Кстати, отмечу, что во всех спорных и процедурных вопросах ведущие конференции вели себя чрезвычайно сдержанно, корректно. Более того, когда уставшие делегаты предлагали что-то ускорить или быстренько подсчитать голоса («и так видно!»), президиум настойчиво настаивал на скрупулезном подсчете всех голосов («за», «против», «воздержались»), иногда парируя: «Мы уже ученые! Не стоит давать повод оппонентам для очередного искового заявления!»
Когда мы курили в перерыве на школьных ступеньках, Владимир Филиппов сказал мне: «Трудно говорить, когда из тебя сделали врага».
Дело же, на мой взгляд, не во «врагах». Дело в том, почему люди именно так трактуют твое поведение. Еще в прошлом году, когда конференция пошла по «самостоятельному» пути, Владимир Филиппов пытался попасть в состав правления. Перед конференцией Филиппов ушел с должности директора ООО «РЭС» (директором «РЭС» стал Щукин, позднее Филиппов вновь занимает директорское кресло). В прошлом же году в листовках, развешанных перед конференцией, сообщалось, что в процессе подготовки конференции «нарушены правила делегирования кандидатов на конференцию и подготовки списков кандидатов в члены правления» и так далее. Внизу листовки стояла подпись: «Инициативная группа» и контактный телефон – домашний телефон Филиппова. Что ж, не запрещено…
В этом году перед конференцией ситуация с должностью директора «РЭС» повторилась: за 2 дня до конференции – 2 марта – Виктор Павлов получил письмо от ООО «РЭС», в котором сообщалось, что 27 февраля Филиппов освобожден от должности директора «РЭС» (и исключен из участников ООО). Возможно, разгадка такого «смещения» кроется в пункте 4.4 устава кооператива, в котором записано, что «В состав руководящих органов кооператива не могут входить руководители и (или) учредители подрядных организаций» (каковой и является ООО РЭС по отношению к ЖСК «Комплекс»)…
«Это – мой дом!»
«Не может быть во «власти» наш подрядчик», – прозвучало в одном из выступлений на конференции. А в целом мне, человеку, наблюдающему со стороны, было чему удивляться.
Вот, например, из выступления Веры Ботовой, старшей по дому в течение вот уже семи лет: «Я сама себя старшей по дому «назначила», не смогла смотреть на бардак». Татьяна Меновщикова, тоже старшая по дому, произнесла в заключение: «Это – мой дом!».
На старших по домам лежит большая ответственность. Мало того, что они должны знать свои дома (некоторые убеждали, что знают до последнего метра трубы), они же контролируют выполнение работ подрядчиками, участвуют в планировании работ на их домах и т.д. Суд, отмечу, признал недействительным решение правления ЖСК от 7 апреля 2006 года «в части поощрения старших по домам в размере 0,17 копеек на квадратный метр площади дома». Однако делегаты конференции были единодушны: работа старших по домам и оплата их работы (тем более, что она невелика) необходимы.
Кстати, предложение придать более весомый статус старшим по домам поступило в 2005 года от второго подрядчика, обслуживающего 9 домов кооператива – компании «МегаЛинк». «МегаЛинк» предложил старшим по домам контролировать… его же работу. Больше того, компания предложила внести в договор с кооперативом пункт, что оплата работ подрядчика производится на основании актов, подписанных старшим по дому. Такой же пункт есть и в договоре ЖСК с ООО «РЭС». Однако есть и печальный опыт работы кооператива с этой компанией: акты, которые, как утверждают старшие по домам, ими не подписывались по причине указанных, но не выполненных работ (кто подписал акты вместо старших – неизвестно).
Постскриптум
Многое о конференции «Комплекса» осталось «за кадром», хотя о многом было написано в предыдущей статье. Повторяться, думаю, нет смысла. Но добавлю, что председателем правления избрали Виктора Павлова. Кстати, о том, что этот человек много успел сделать без малого за 2 месяца, говорил не один выступающий. Хотя впереди у нового правления работы – «выше крыши». Восстановить бухучет (за последние 2 года сдавались «нулевые» балансы, в кооперативе не значится никакое имущество), найти кучу недостающих документов и 3 миллиона рублей, неуплаченных по НДС, разобраться с несколькими миллионами недополученных выпадающих доходов по льготникам, организовать работу собственного паспортного стола… На конференции попытались было упрекнуть правление, мол, почему до сих пор не привлекли к ответственности бывшего председателя. Времени мало было – прозвучало в ответ, работать нужно было. Хотя сейчас, насколько мне известно, часть документов уже подготовлена к передаче в суды и правоохранительные органы. Для ответа за прошлое…
А настоящее как всегда – рутинное: тепло в квартирах, протекающие трубы, да и вы и сами все это знаете…
Конференция прошла, но право оспорить ее решения осталось. Что делать – право есть право, да и «гражданский контроль» не дремлет. Это в одной квартире просто навести порядок. Но в 25 домах… После решения суда от 25 сентября 2006 года в марте 2007-го появилось еще одно. И его кооператив сейчас обжалует.
Теоретически же может сложиться парадоксальная ситуация: «торжество» закона либо парализует деятельность ЖСК, либо просто разрушит его. Ведь все зависит от разницы в целях живущих в одном и том же кооперативе…
Геннадий Антонцев, член Общественной палаты Ульяновской области