ЗАО “Авиакомпания ‘Волга-Днепр'”, крупнейший грузовой авиаперевозчик России, может сменить организационно-правовую форму. На собрание акционеров, прошедшее в субботу, был вынесен вопрос об изменении формы ЗАО на открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или коммандитное товарищество. Юристы считают, что таким образом менеджмент авиакомпании пытается минимизировать риски корпоративной войны с миноритарными акционерами. Акционеры же, в свою очередь, считают, что менеджменту нужно решать более насущные проблемы, чем организационно-правовая форма.

В субботу состоялось внеочередное собрание акционеров ЗАО “Авиакомпания ‘Волга-Днепр'” (Ульяновск, крупнейший грузовой авиаперевозчик России, основная производственная единица одноименной группы компаний). Как говорится в сообщении компании, основным вопросом повестки дня стала реорганизация общества путем смены его организационно-правовой формы. Как рассказал Ъ источник, знакомый с ситуацией, совет директоров предложил рассмотреть вопрос о смене формы ЗАО на форму открытого акционерного общества (ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) или коммандитного товарищества (товарищество на вере). Какой из трех вариантов выбрали акционеры (в собрании приняли участие владельцы 98% голосующих акций ЗАО), неизвестно – официальные итоги собрания не разглашаются.

Официально целью реорганизации компании называются улучшение и консолидация корпоративного управления ею. Однако опрошенные Ъ юристы считают, что таким образом менеджмент “Волги-Днепра” во главе с президентом группы Алексеем Исайкиным пытается минимизировать риски корпоративного конфликта, продолжающегося больше года. Борьба за контроль над компанией с объемом продаж около $250 млн (по итогам 2005 года) между менеджментом и структурами группы компаний “Каскол” Сергея Недорослева (стороны владели пакетами примерно по 45-49% акций) началась в конце 2005 года. Тогда 16% акций ЗАО были переведены с баланса ООО “ВДК-Инвест” на подконтрольное менеджменту ООО “Волга-Днепр-Москва”, что изменило расклад сил. Структуры “Каскола” оспорили сделку в суде и в начале 2006 года продали оставшиеся у них акции (около 30%) компаниям “ЛПХ-Холдинг” (дружественна совладельцу инвестгруппы “Регион” Александру Рудику) и английской Megal Securities Ltd. Однако представители этих компаний войти в органы управления “Волги-Днепра” не смогли, а на днях стало известно, что их пакет уменьшился на 14,3% акций. Бумаги по решению суда были списаны в пользу фонда госимущества Украины, бывшего в свое время совладельцем “Волги-Днепра”.

“Если основная цель преобразования – защита от захвата, то разумно уйти в ООО, чтобы зафиксировать нынешний расклад собственности и затруднить перепродажу долей в дальнейшем”,– комментирует планы “Волги-Днепра” управляющий партнер московского офиса Marks & Sokolov Сергей Соколов. По словам эксперта, смена реестродержаталей в случае смены формы собственности с ЗАО на ОАО и наоборот сама по себе тоже может “осложнять планы потенциальных захватчиков”. Управляющий партнер адвокатского бюро “Вегас-Лекс” Альберт Еганян также считает, что основной целью смены организационно-правовой формы “Волги-Днепра”, скорее всего, является “минимизация рисков продолжения корпоративной войны”. “В ООО нет акций, есть только доли, в коммандитном товариществе нет ни акций, не долей”,– говорит он. Недостаток же ЗАО, в отличие от ОАО, в случае с компанией “Волга-Днепр”, по словам господина Еганяна, в наличии преимущественного права выкупа акций у других акционеров.

Представители “ЛПХ-Холдинга” и Megal Securities Ltd от комментариев отказались. Неофициально собеседники, близкие к этим компаниям, говорят, что “нужно не реорганизовывать компанию, в которой по вине менеджмента практически не осталось активов (речь идет о переоформлении лицензий на ‘Эйрбриджкарго’) и финансовое положение которой плачевно (по итогам 2005 года убытки – $4 млн), а привлекать и заинтересовывать инвесторов”. “Также хотелось бы, чтобы правоохранительные органы обратили внимание на роль менеджмента в передаче пакета стратегического актива в собственность иностранного государства”,– говорит собеседник Ъ. Наиболее популярным вариантом разрешения конфликта между акционерами “Волги-Днепра” на рынке считают вмешательство в него структур “Рособоронэкспорта”, уже являющегося совладельцем авиакомпании “Московия” (брэнд авиакомпании Летно-исследовательского института имени Громова), в качестве арбитра, однако официального подтверждения эта версия не находит.