Авиакомпании «Волга-Днепр» грозит, похоже, банкротство В прошлую субботу, 24 марта, прошло внеочередное собрание акционеров ЗАО «Авиакомпания «Волга-Днепр». Созвано оно было по инициативе менеджмента компании. Одним из основных вопросов был вопрос о реорганизации ЗАО «Волга-Днепр».

Теперь некоторые акционеры утверждают, что, если областные власти не вмешаются и не предотвратят реорганизацию, ситуация может закончиться банкротством компании. Итоги голосования пока не известны: по закону они должны быть объявлены в течение десяти дней. Есть, впрочем, опасения, что и через десять дней всю правду узнать о прошедшем собрании не удастся.

Как считает источник в «Волга-Днепре», реорганизация может привести к банкротству компании. Если решение о реорганизации принимается, все кредиторы «В-Д» имеют право потребовать возврата своих вложений. А кредитов у ЗАО сегодня, по некоторым оценкам, более чем на 1 млрд рублей. Состояние же компании таково, что справиться с требованиями кредиторов ей вряд ли удастся. Финансовые показатели являются минусовыми. В 2004 году чистый убыток составил 2,5 млн долларов, в 2005 4,4 млн долларов. В прошлом году компания сработала с убытком в 100 миллионов рублей. Проверка налоговой инспекции выявила к тому же нарушений на 150 миллионов – речь идет о деньгах, которые могли поступить и в бюджет нашей области. Любопытны и другие факты, выявленные в ходе собрания акционеров. В инвентаризационной описи компании не оказалось, как утверждает источник, ни одного самолета «АН-124» «Руслан». Куда «улетели» десять машин, принадлежавших компании, не известно.

Большими неприятностями грозит «ВД» нашумевший международный коррупционный скандал, по итогам расследования которого в марте этого года ООН исключила ЗАО «Волга-Днепр» из реестра официальных перевозчиков. От контрактов с ООН компания в разное время получала от 15 до 38% своей выручки. Только в 2003 году ее доход в рамках этого сотрудничества составил 60 миллионов долларов! В 2004 году «Волга-Днепр» заработала на ооновских контрактах 30 млн, а в 2005-м – 18,6 млн долларов. В целом западный рынок занимал 80% всех перевозок авиакомпании.

Теперь контракты с ООН могут достаться ближайшему конкуренту ЗАО «Волга-Днепр» – зарубежной организации – украинским «Авиалиниям Антонова», с которыми, как ни странно это совпадение, руководитель «Волга-Днепра» Алексей Исайкин активно сотрудничает по бизнесу.

Часть акционеров полагает, что менеджмент, возможно, специально банкротит ЗАО «Волга-Днепр». Долги останутся на закрытом акционерном обществе, а активы компании переведут в дочерние предприятия. «Волга-Днепр» – в убытке, однако структуры, связанные с его руководством и входящие с его подачи в группу компаний, оказываются прибыльными. На одном из собраний акционеров поднимался вопрос о том, что в 2005 году убытки ЗАО составили 4 миллионадолларов, но почему-то те же 4 миллиона, только прибыли, получила другая организация – группа компаний (ГК) «Волга-Днепр»… Ответа на вопрос не последовало.

Как считает источник в «Волга-Днепре», если в процесс не вмешается власть, реорганизация компании произойдет. Дело в том, что менеджмент, по инициативе которого проводилось собрание, контролирует на данный момент более 60% акций «Волга-Днепра». Многие помнят скандал с 16 процентами акций одного из крупных акционеров компании, которые руководство ЗАО перевело на ООО «Волга-ДнепрМосква», подконтрольное менеджменту авиакомпании, а затем продало фактически само себе всего за 3 миллиона долларов. При рыночной цене всей ГК в 500 миллионов долларов. Все эти действия оспаривались в судебном порядке. В правоохранительных органах сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по подозрению в совершении мошенничества либо хищения. У частных акционеров до недавнего времени оставался пакет в 33% акций, который позволял заблокировать решение о реорганизации и спасти компанию. Однако буквально накануне собрания акционеров менеджеры из команды Алексея Исайкина подыскали некое физическое лицо в Донецке, которое подало иск в украинский суд – с тем, чтобы признать ранее произведенную сделку по покупке акций российским акционером незаконной.

В итоге Донецкий районный суд – суд иностранного, заметим, государства – в два счета решил судьбу российской, и нашей ульяновской, компании. Мингосимущество Украины при содействии, говорят, самого Исайкина отсудило 14,8% акций, лишив российских акционеров возможности участвовать в делах отечественной компании и защищать ее интересы.

«Волга-Днепр» входила в первую десятку налогоплательщиков Ульяновской области. Банкротство приведет к ее разорению, прекращению поступлений в и без того скудный областной бюджет. И, видимо, к лишению людей рабочих мест.