Авиакомпания «Волга-Днепр» планирует приобрести в ближайшие несколько лет пять грузовых самолетов Ту-204 и столько же модернизированных Ил-76. Об этом руководство компании объявило вчера на пресс-конференции, посвященной результатам работы в 2006 году. Омрачить радужные планы авиаперевозчика может «Рособоронэкспорт».
Приведенные вчера топ-менеджерами «Волги-Днепра» показатели развития компании за прошлый год впечатляют. По объемам перевезенных грузов «Волга-Днепр» вышла на первое место в России с показателем 155 тысяч тонн (против 102 тысяч тонн в 2005 году), опередив при этом «Аэрофлот» (145 тысяч тонн). По сравнению с 2005 годом объем продаж вырос на 55% и составил $725 млн. “Волга-Днепр” осуществляет чартерные грузовые перевозки (в этом сегменте компания занимает 52,4% мирового рынка) десятью самолетами Ан-124 «Руслан» и шестью самолетами Ил-76. Регулярные грузовые перевозки осуществляются четырьмя самолетами Б-747-200.
Однако планы развития компании на ближайшие годы вызывают несколько вопросов. Первый касается «визитной карточки» компании – самолетов Ан-124 «Руслан». Понимая, что нигде больше эти самолеты не используются и что терять этот сегмент нельзя, осенью прошлого года компания подписала соглашение с украинской компанией «Мотор Сич» о создании СП по восстановлению производства «Русланов» на ульяновском заводе «Авиастар». Предполагалось, что СП должно выпустить 12 самолетов, для чего нужно было найти источник финансирования. С этим и возникли проблемы. Государство в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» согласилось профинансировать производство лишь двух «Русланов». На остальные самолеты деньги должно найти СП. А поскольку с точки зрения вторичного рынка перспективы «Руслана» не ясны, то и кредиты получить будет совсем не просто. Гораздо легче оказалось найти инвестора на покупку 10 самолетов Boeing 747-8F стоимостью $1,4 млрд, что и было сделано.
Второй проблемой станет намерение приобрести до 2009 года пять модернизированных самолетов Ил-76. Дело в том, что в советское время самолет производился только в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ). По разным данным, на заводе с советских времен остались заделы на изготовление от 14 до 16 самолетов Ил-76. Причем на них уже есть другой претендент. Один из конкурентов, который запросто «отодвинет» «Волгу-Днепр», – «Рособоронэкспорт» (РОЭ). Он еще в 2004 году подписал контракт на поставку в Китай 38 Ил-76 и Ил-78. Начало выполнения этого контракта отодвигается по разным причинам. Часть источников полагает, что РОЭ хочет пересмотреть сумму контракта в сторону увеличения (по имеющейся информации, в 2005 году РОЭ “подписался” под ценой $17-20 млн за самолет). Другие источники утверждают, что для выполнения контракта необходимо сначала отстроить линию на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), чтобы не финансировать узбекский авиапром. Так что если «Рособоронэкспорт» перебежит дорогу «Волге-Днепру», то компании останется только ждать и готовить деньги: производить “Илы” на ВАСО будет существенно дороже, чем используя советские ташкентские заделы.
Наконец, третьей проблемой авиаперевозчика остается невыясненная ситуация вокруг контрактов ООН. В этом месяце Организация Объединенных Наций приостановила сотрудничество с «Волгой-Днепром» до окончания расследования по делу коррумпированных чиновников из ООН Александра Яковлева и Владимира Кузнецова, которые распределяли контракты в обмен на «вознаграждение по консультированию» (см. “Газету” от 19 марта). Доля контрактов ООН в структуре выручки «Волги-Днепра» составляла, по разным оценкам, от 10 до 15%. Руководство компании ситуацию не комментирует, ссылаясь на то, что разбирательство еще не закончено.