В последние годы проводимая государством социальная политика в целом была направлена на оказание помощи в первую очередь пенсионерам, ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения, которые, безусловно, в наибольшей степени пострадали в результате либеральных экономических реформ 90%х годов. «Единая Россия» на VII Съезде в Екатеринбурге заявила о необходимости обратить внимание на социальную защищенность трудоспособной части населения % тех, кто работает и наполняет общий для всех бюджет страны.

Новый социальный проект единороссов «Достойный труд» комментируют председатель Ульяновской Городской Думы, заместитель секретаря регионального Политсовета «ЕР» Василий Гвоздев, заместитель председателя Ульяновской Гордумы Александр Кокодеев, председатель Комитета по образованию Гордумы Ростислав Эдварс.

В.Г.: Социальная политика государства была правильной, но она содержала в себе и определенные издержки, частью которых явилось развитие таких настроений в обществе, когда значительная его часть была ориентирована не столько на то, чтобы зарабатывать себе деньги, сколько на государственную поддержку.

Достаточно посмотреть динамику роста числа инвалидов в России. Только за 2006 год число зарегистрированных инвалидов выросло на 700 тысяч человек. По общей численности инвалидов, достигшей уже 16 миллионов человек, мы опережаем все европейские страны, что совершенно несоизмеримо и необъяснимо. Поэтому, продолжая активную социальную политику в сфере поддержки уязвимых групп населения, «Единая Россия» считает необходимым поставить в центр социальной политики защиту прав и интересов наемных работников, трудящихся, то есть тех, кто сам зарабатывает себе на жизнь.

– Но, в теории, рынок труда имеет внутренние механизмы для решения своих противоречий…

В.Г.: Если проанализировать рынок наемного труда в России, налицо ряд крайне запущенных проблем. Во-первых, очень низка доля легальной заработной платы в валовом внутреннем продукте страны. В 2005 году она составляла 24 процента ВВП (для сравнения: в развитых странах она составляет 60 процентов ВВП). В 2006 году, по предварительным оценкам, она составит еще меньше – 22 процента ВВП.

При росте экономики, росте абсолютных показателей заработной платы и доходов населения мы видим абсурдное снижение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте.

Отчасти это объясняется достаточно большим уровнем нелегальной, «серой», заработной платы, отчасти тем, что действительно труд оплачивается у нас в недостаточной степени.

Во-вторых, сложился серьезный перекос на самом рынке труда. В течение последних лет мы элементарно не планировали трудовые ресурсы. Сегодня мы являемся страной, которая выпускает наибольшее количество специалистов с высшим образованием, но нигде в мире, как у нас, новоиспеченные дипломированные специалисты в таком большом количестве не меняют свои ранее избранные профессии.

– Может быть, все дело в сложившейся в последние годы системе образования?

Р.Э.: Может быть. Система образования оказалась никак не связана с системой трудовой адаптации, вовлечения в трудовую деятельность выпускников высших и средних специальных учебных заведений. В результате мы пришли к ситуации, когда основной костяк, скажем, профессиональных рабочих, работающих в высокотехнологичных наукоемких отраслях промышленности, имеет возраст 53-57 лет. Если государство не предпримет серьезных шагов в этом направлении, то скоро мы столкнемся с серьезной проблемой нехватки высококвалифицированных рабочих.

– На заводах уже не хватает рабочих рук, чем это можно объяснить?

Р.Э.: Сегодня на производстве скопилось много проблем. Например, у нас очень высокий уровень травматизма и смертности. По данным Международной организации труда, из-за вопросов, связанных с условиями труда, ежегодно в России умирает 180 тысяч человек. В 2005 году на рабочих местах умерло 5 тысяч человек. Это гигантские потери, сопоставимые с теми, которые мы несем, например, в дорожно-транспортных происшествиях.

Важным моментом является также неразвитость институтов социального партнерства. Они вроде бы существуют, но, как правило, охватывают крупные промышленные предприятия и сферы отношений между профсоюзами и государством, и в гораздо меньшей степени урегулированы у нас взаимоотношения между бизнесом и профессиональными союзами.

– Невеселая получается картина, достойная известного нашего вопроса: что делать?

Р.Э.: Необходимо начать решать все эти проблемы, то есть необходима государственная программа, направленная на улучшение социального самочувствия людей труда, их защиту, легализацию трудовых отношений. Наш проект «Достойный труд» является одним из звеньев такой программы. Например, в рамках этого проекта ставится задача повышения доли заработной платы в валовом внутреннем продукте в течение трех-четырехлет с нынешних 22 до 35 процентов. Грызлов считает возможным добиться того, чтобы в течение трех лет средняя заработная плата в России достигла 25 тысяч рублей.

– Что еще делается для улучшения положения людей труда?

Р.Э.: Одним из первых шагов в этом направлении является принятый в первом чтении Закон «О минимальном размере оплаты труда».

Сейчас продолжаются достаточно сложные переговоры с правительством, профсоюзами и работодателями. Единороссы ставят задачу достичь к 1 декабря 2008 года уровня МРОТ в 4 тысячи 300 рублей, то есть равного прожиточному минимуму. Для этого с 1 сентября 2006 года выйти на цифру в 2,5 тысячи рублей; с 1 мая 2008 года – 3 тысячи рублей и с 1 декабря 2008 года – 4 тысячи 300 рублей.

– Как будут участвовать в проекте «Достойный труд» регионы?

А.К.: Регионы будут иметь возможность устанавливать более высокую минимальную заработную плату для внебюджетного сектора экономики. Мы предполагаем, что в регионах будут заключаться трехсторонние соглашения между профсоюзами, работодателями и органами власти субъекта Федерации. Соглашение будет публиковаться, и те предприятия, которые в течение месяца не пришлют отказа от присоединения к соглашению, устанавливающему минимальную заработную плату, будут считаться присоединившимися. Соглашение будет действовать в их отношении как обязательное решение.

Процедура отказа будет осложнена тем, что от работодателей потребуют протокол согласования с профессиональным союзом, справку о финансовом состоянии предприятия и предложение по срокам приведения минимальной зарплаты на своем предприятии к той минимальной зарплате, которая рекомендуется региональным соглашением. Таким образом мы рассчитываем инициировать в регионах кампанию по борьбе за повышение заработной платы.

– Что в этой связи можно сказать о наших профсоюзах?

А.К.: Нас не устраивает работа профессиональных союзов по повышению заработной платы. У государства на сегодняшний день в руках только один такой инструмент – это МРОТ. Но, кроме МРОТа, существуют ведь и иные возможности, с учетом отраслевой специфики.

В России есть практика распространения отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, на предприятия, которые не участвовали в их заключении. Мы предлагаем использовать этот механизм на уровне регионов, чтобы соответствующие региональные отраслевые соглашения инициировали рост заработной платы на всех предприятиях региона. Предполагается также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающих ответственность работодателей за назначение или выплату заработной платы ниже уровня, установленного федеральным законом или соответствующими соглашениями.

Одно из наиболее распространенных сегодня трудовых нарушений – это привлечение к работе без трудового договора. Поэтому для легализации трудовых отношений предполагается установление административной ответственности за несвоевременное или несоответствующее закону заключение и оформление трудового договора.

– Будут ли изменения в Трудовом кодексе?

А.К.: Предполагается, что в Трудовой кодекс будет внесена отдельная глава, которая не только определит порядок рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции, но и предусмотрит создание специальных трудовых судов, которые будут состоять из профессионального юриста и по одному представителю от профсоюзов и работодателей для разрешения текущих трудовых споров. Возможно также расширение полномочий трудового арбитража, который в предзабастовочном порядке может рассматривать проблемы, возникшие в результате коллективного трудового спора.