Райский уголок
Теперь уже никто не помнит как в советской державе, рядом с родиной Ленина, в Краснослободском районе республики Мордовия, появилась эта деревня с абсолютно непролетарским названием.
. По одной из версий, земли гуменского колхоза имени Калинина простирались так далеко, что их обработка приводила к громадным расходам. Вот тогда-то, в конце 20-х, люди из села Гумны организовали поближе к тем полям выселки, в которых все должно было быть не так, как везде…
Село из 12 домов появилось в живописном месте между Слободскими Дубровками и Кользивановым в считанные месяцы. Люди горели надеждой и энтузиазмом. Они верили, что своими руками смогут сотворить здесь самый райский на земле уголок.
– Когда деревню строили – решили: пусть она будет самой спокойной и счастливой, – вспоминала одна из последних жительниц Советской Америки , теперь уже покойная Анна Власкина. – В те времена-то про запад все сказки рассказывали. Мол, счастливо там живут и богато. Вот и мы захотели этакий райский уголок себе устроить. Потому деревеньку Америкой и назвали. Только ведь в то время все социализм строили. И мы – куда ж без него? Америка – она Америкой, но жить постановили по заветам Ленина. Тем более что родина Ильича – рядышком. Вот и добавили к заграничному названию слово “Советская”. И пошло дело… Взапрямь жили – не тужили. Дружно! Дай Бог каждому! Вот как в старом кино советском показывают. Вместе пахали, сеяли, косили… Дома никогда не запирали. И колхозные амбары тоже. Ни у кого ума даже не было, чтоб что-то стащить. Ни о ворах, ни о бандитах и не слыхали. У нас и милиции-то своей не было. А райцентровские постовые к нам и не наведывались даже. Пошто бензин тратить, если тут в Америке нашей проблем не бывает сроду. В соседних селеньях завидовали нам страсть как. Многие просились к нам на обустройство. И кажный год все ехали, ехали к нам переселенцы, были среди них и симбирские… А уж сколько женихов к нашим девкам сваталось! Охота им было в жены американок взять. Хоть и советских. Кого мы боялись – дык волков только. Они здесь здорово свирепы были. Могли по 50 овец за ночь уволочь.
Вскоре “американские” мужики построили школу для своих детей. В одной избе даже “красный уголок” с портретом Ленина организовали. А баба Нюра Власкина собственноручно выстроила небольшую “мазанку”-магазинчик, в который возила на лошади из соседних районов хлеб и сладости. Именно она спасла односельчан в голодные послевоенные годы. “Американцы” в те времена ели привезенный ею хлеб с лебедой. Спасало и то, что само место, где расположилась Советская Америка, славилось богатыми лесами и плодотворными землями. В местном пруду водилось много рыбы. В народе эти места назвали “американя”. Они десятилетиями кормили местных жителей. Затарившись дарами природы, “американцы” отправлялись в соседние деревни и села. По словам Анны Власкиной, спрос на их товар был очень высок.
“Откуда рыбка?” – интересовался покупатель. “Из Америки!” – честно отвечали заезжие торговцы. И огорошенные ответом люди невольно тянулись за кошельками. По признанию бабы Нюры, особенно часто приезжали за “американскими” продуктами симбиряне. “Модно это у них, вроде, было, бахвалились потом у себя “западным” товаром”, – смеется она.
Капиталистическое пятно
Проблемы в Советской Америке, собственно, и начались из-за названия.
– Особо пришибло в 50-х годах, – вспоминает баба Нюра, – власти все больше стали придираться. Мол, что это тут намешали дело Ильича с гнилым западом? “Как не стыдно?! По соседству с вами вождь мирового пролетариата родился, а вы такое учудили!” – ругались они. – Американцы – капиталисты и буржуи. А у вас что – деревня советских буржуев, получается?” В общем, начальники большие частенько
стали к нам с райцентров наведываться. Хотели даже переименовать деревушку. Оставить только слово Советская. Дык толку то что! Все равно уж все привыкли в народе так называть нас. А на кажный роток платок не накинешь. Да тут как на грех заводная бабка у нас одна была – тетя Настя. Частушки все сочиняла. И распевала, где ни попадя. Уедет в райцентр с товаром и начнет на рынке горланить под гармошку:
“Америку считаем братом,
А она грозит нам сбросить атом,
Но мы пустим водород –
Их сильнее заберет!”
Ее тут же под руки – да в участок. Мол, политические частушки поешь! Один раз она в Ульяновск на ярмарку ездила. Выпила там стаканчик – и ну опять свои песни орать! Ну, ее опять в каталажку. А она уж баба-то привычная, паспорт с собой таскает. Раз – милиционером-то под нос: “Про свою родную деревню пою, сынки! Че политического-то? Вон и в паспорте прописано: место жительства – Советская Америка. Американка я, родные!” Ее и отпускали…
Однако республиканским властям местные американцы создавали одну головную боль. Повсюду ходили слухи, как хорошо живется в Советской Америке. Выдумывали разные истории, что все это из-за того, что одноименный континент деревушке помогает из-за океана. Эти разговоры подрывали репутацию всей Мордовии. Советская Америка стала “капиталистическим” пятном в стране, где строили коммунизм. Вот и решили большие советские начальники избавиться от деревушки с западным названием. Причем – по-хитрому. Повсюду уже электричество провели. А здесь – специально не спешили. Ни тебе света, ни тебе телевизора. Из удобств современной цивилизации – лишь радио, по которому шли сообщения о напряженных отношениях между США и Советским Союзом. Но одной лишь пропагандой сыт не будешь. Молодежи захотелось в цивилизацию. Поэтому к концу 50-х из нашей Америки начался массовый исход жителей.
Проклятье Ильича
Дочь бабы Нюры – Валентина Власкина уехала из Советской Америки в 15 лет. Для этого пришлось раздобыть чужой паспорт.
– Своих документов у меня не было, – призналась она, – здешним “американцам” выдавали паспорт только по достижению 60 лет. Это еще со старых времен было заведено, когда народ таким образом пытались “привязать” к колхозу. А в деревне с каждым годом становилось всё хуже и хуже. Денег нашим “американцам” не платили. Давали сено, солому, да 100 граммов зерна на трудодни. А вскоре, когда Хрущев сформировал новую политику, неперспективными деревнями заниматься перестали. Тогда даже врачи к нам приехжать перестали. Больных возили на лошадях в соседние районы. Из-за этого многим не успевали оказать первую помощь. Так умерла и 17-летняя Галечка Бамбуркина.
Вскоре в селе не осталось ни одного учителя. Тогда детей стала учить грамоте одна из местных жительниц. Собирала в “красном уголке” ребятишек разных возрастов. Полноценных знаний она, конечно, дать им не могла.Но читать и писать научила.
Окончательный развал Советской Америки наступил после того, как в село привезли памятник Ленину. Районные власти распорядились таким образом “внести побольше социалистических инициатив, чтобы буржуазное название не мешало строить в селе светлое будущее”. Важную миссию поручили местному старожиле Николаю Казакову.
– Ну привез я энтого Ленина гипсового, да возле пруда поставил, – вспоминает дед Николай, – а один старичок, ворожей местный вышел из своей избушки, посмотрел на статую и сказал:”Ну теперь нашей Америке конец настал. Не приживется статуя вождя в деревне с таким названием. Ильичу это на том свете не понравится…” Как он сказал, так и сталось. Не иначе проклятье…
Жить вдали от цивилизации, без света, без электричества и всяких перспектив, люди не захотели. Собрались остатки “американской общины” и решили – уезжать. Решили, несмотря на то, что расставаться им было очень сложно. За десятилетия все они породнились между собой, переженились их дети и внуки. Но ждать “светлого будущего” здесь было бессмысленно.
Советская Америка опустела. Пять семей уехали в Красноярск. Ещё несколько человек перебрались в Ковылкино и Атюрьево. До 1967 г. в селе оставалась только одна семья. Их дом стоял неподалёку от кладбища, где покоились остальные “американцы”. Потом деревню покинули и ее последние обитатели. Осталось от Советской Америки только заброшенное кладбище с одним крестом и маленькая дубовая рощица. Да воспоминания жителей из некогда соседствующих с американцами сел. По их мнению, у деревушки с таким названием другой судьбы и быть не могло: “Какая, на хрен, Америка в этом захолустье! Тут и до России-то далеко!”
Собкор.”Известий” Наталья ПОЛАТ,
natalya_polat@mail.ru
8-902-357-63-32