У крупнейших ульяновских компаний появятся иностранные конкуренты

Конец минувшей недели ознаменовался неожиданными презентациями двух серьезных промышленных проектов, способных не только изменить общую экономическую ситуацию в ульяновской области, но и мнение о ней как о депрессивном регионе. Местные аналитики отмечаю, ЧТО ЭТО ПЕРВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ — НЕ В ПРИМЕР ПРЕДЫДУЩИМ, СРЕДИ КОТОРЫХ БЫЛИ ТОЛЬКО ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДА СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

«Витязь» «Трех богатырей» не боится

Международная пивоваренная компания с южноафриканскими корнями официально объявила, что планирует вложить 170 миллионов долларов США в строительство в Ульяновской области нового пивоваренного завода производительностью три миллиона гектолитров в год, со складскими мощностями. Запуск производства намечен на начало 2009 года. Известно, что компания уже владеет аналогичным производством в Калуге.

Эксперты считают, что причиной экспансии пивоваров в Ульяновск в первую очередь является быстрорастущий российский рынок потребления пива. К тому же, в Поволжье, уровень доходов населения растет самыми высокими темпами, что открывает дополнительные перспективы.

— Решение о строительстве нового пивоваренного производства в России вызвано существенным ростом спроса на наши продукты за последние несколько лет, — сказал Джеймс Уилсон, генеральный директор Калужской пивоваренной компании. – Ульяновская область привлекательна для нас с точки зрения оптимизации логистики, а новые производственные мощности позволят усилить возможности по обслуживанию рынка в Волжском, Уральском и Дальневосточном регионах России.

Ожидается, что на заводе будет создано около 400 новых рабочих мест со средней заработной платой в 12 тысяч рублей, налоговые поступления при выходе завода на проектную мощность составят порядка 800 миллионов рублей.

Еще несколько месяцев назад не было известно, какой регион будет избран международной компанией для строительства нового производства.

– В ходе системных переговоров с губернатором и министром инвестиций, рассмотрения земельного участка и будущих обязательств областного правительства по обеспечению инженерной инфраструктуры, выбор пал именно на нашу область, — говорит зампред областного правительства Александр Пинков.

Правда, сотрудники антимонопольного ведомства в неофициальных беседах сказали, что здесь есть, на что обратить внимание, поскольку ситуация, когда у крупной ульяновской пивоваренной компании появляется конкурент со льготами, не совсем правильная. Антимонополыцики, скорее всего, не будут предъявлять никаких претензий, по крайней мере, до тех пор, пока какая-то из сторон сама на это не решится.

Впрочем, по словам Пинкова, правительство консультировалось с ульяновскими пивоварами, поскольку оно не заинтересовано, чтобы существующее производство «рухнуло» с приходом конкурентов.

– Мы относимся к этому философски, – отметил один из руководителей существующего производства Артем Янаев. — Мы уже давно работаем в конкурентной среде: город заполнен известными марками, производимыми том числе и в Калуге, но у нас свой ценовой сегмент. От появления завода в Ульяновске их цены не изменятся, поскольку держать цену по всему региону распростра -нения — это признанная мировая практика.

По словам Янаева, ульяновцы держатся в своей нише крепко, работая на локальных рынках «точечным путем» с минимальными затратами, ориентируясь на недорогое пиво классической чешской технологии, когда напиток полностью проходит весь месячный цикл брожения, в отличие отаме-риканской ускоренной промышленной технологии.

Население Заволжского района, где планируется строительство завода, похоже, довольно. Во-первых, это снизит уровень безработицы, во-вторых, в части экологии, это намного лучше, чем металлургический комбинат, который областное правительство прежде планировало строить на том же месте. Представитель инвестора подтвердил, что компания берет на себя со-циальные обязательства: заботу об окружающей среде и пропаганду ответственного отношения к потреблению пива.

Поэтому, строительство нового пивзавода, по мнению местных чиновников, ситуациюсчрезмер-ным потреблением пива подростками и молодежью, не ухудшит.

Автомобили — дело привычное

В тот же день, в рамках Дней Китая в России, в Ульяновской области прошла встреча между правительством региона, и автопроизводителями из Поднебесной, в ходе которой было подписано инвестиционное соглашение.

Китайцы намерены создать совместное предприятие и построить в Ульяновске завод по производству грузовых автомобилей грузоподъемностью от 1 до 4 тонн. Стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда рублей, после выхода на проектную мощность объемы выпуска составят до 70 тысяч автомобилей в год. Планируется, что проект будет реализован в течение трех лет. Появится более двух тысяч новых рабочих мест, будет создано несколько сопутствующих малых предприятий. Доли владения будущим предприятием распределятся поровну: представители КНР вложат технологии и оборудование, ульяновская компания обеспечит строительство зданий и сооружения, инженерную инфраструктуры.

Речь идет об организации сварочного и окрасочного производств, сборки и испытаний автомобилей. Комплектующие будут на первом этапе практически полностью поставляться из Китая. В дальнейшем, предполагается локализация производства комплектующих в России.

— Мы постараемся, чтобы в первую очередь производство комплектующих было в Ульяновске, на уже имеющихся предприятиях, — отметил зампред правительства Александр Пинков. -Например, генераторы, электрожгуты, коробки передач, карданные валы — то, на чем уже специализируется ульяновский автомобильный сектор. Именно производством этих комплектующих уже занимаются местные соинвесторы проекта.

По словам Пинкова, маркетинговые исследования показывают, что как минимум до 2015 года будет ощущаться острая потребность в легких коммерческих грузовых автомобилях с дизельными двигателями. Китайские модели, которые предполагается собирать, считаются соответствующими нормам «Евро-2», а с соответствующими доработками – «Евро-3». Они востребованы для коммерческих внутригородских перевозок, когда в тесноте улиц требуется свободный подъезд к магазинчикам и ресторанам. Предполагается, что они будут в той же ценовой категории, что и «Газели», или немного дороже. Зато, уверен Пинков, они более выгодны в эксплуатации и довольно быстро окупятся.

Впрочем, и здесь есть интрига, подобная пивному мезальянсу: в Ульяновске уже есть автомобильный завод, выпускающий кроме внедорожников и малые грузовые автомобили, как собственной разработки, так и, с недавних пор, японские. В пресс-службе завода от комментариев по поводу появления конкурента отказались, пояснив, что руководство, как правило, действия конкурентов не комментирует. Однако зампред областного правительства не считает будущий завод конкурентом УАЗу, поскольку улья-новцы специализируются на автомобилях большей грузоподъемности. Потой же причине, считает Пинков, китайские грузовички не составят конкуренцию даже Горьковскому автомобильному заводу, если и будет создана конкуренция, то подержанному импорту, да и новым импортным автомобилям.

Правда, консультаций по поводу будущего завода с руководством «УАЗа» никто не проводил.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Сергей Морозов, ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

– Действующая в регионе система поддержки инвестиционных проектов позволяет Ульяновской области опережать другие регионы в активной конкурентной борьбе за инвестиции, поскольку в областном законе «Об инвестиционной деятельности» будущему предприятию гарантированы льготы по налогу на прибыль и имущество, а также по арендной ставке на землю.